Решение в отношении АКБ "Новация"

Номер дела: Р-1/13-28
Дата публикации: 5 февраля 2013, 14:57

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу №Р-1/13-28

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Женетль Аслан Шаханович – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Члены комиссии:

Вдовина Ольга Юрьевна – ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Ким Оксана Алексеевна - ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Рыбина Анна Тариеловна - ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея,

рассмотрев дело №Р-1/13-28 по признакам нарушения Акционерным коммерческим банком «Новация» ОАО (далее – АКБ «Новация») (г. Майкоп, ул. Димитрова, д. 4, корпус 1)  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)  по факту распространения рекламы финансовых услуг, в присутствии представителей АКБ «Новация»  <…> -  заместителя Председателя  Правления (доверенность  №1 от 01.01.2013) и  <…> – начальника юридического отдела (доверенность  №6 от  29.12.2012):

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении контроля за соблюдением Закона о рекламе были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 указанного закона. Признаки нарушения выразились в распространении рекламы финансовых услуг предоставляемых АКБ «Новация» на отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной в г. Майкопе по улице Пролетарской, между улицами Школьная и Патриса Лумумбы, следующего содержания: «Банк Новация – «Новогодний сундучок» вклад с 21 ноября, 10% годовых, г. Майкоп, ул. Димитрова,4/1, тел.: 53-03-87» с изображением сундука с деньгами  (фотографии имеются в деле). В рассматриваемой рекламе указана только процентная ставка по вкладам, тогда как, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о рекламе, необходимо указывать все условия, влияющие на стоимость финансовой услуги, если указано хотя бы одно из таких условий, поскольку подобная информация является существенной для потребителя рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая информация о финансовой услуге – вкладе «Новогодний сундучок» подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, является публичной и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (отдельно стоящая рекламная конструкция). Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая АКБ «Новация», а именно услуга по заключению договоров банковского вклада «Новогодний сундучок».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о рекламе от 17.01.2013 №59, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, у АКБ «Новация» были запрошены следующие документы: письменное объяснение распространения указанной рекламы; типовой договор вклада «Новогодний сундучок»;  договор с рекламораспространителем на распространение рассматриваемой рекламы на указанном месте  и  информация о других местах распространения подобной рекламы.

В своем письменном объяснении и на рассмотрении дела, представители АКБ «Новация», не признали факт нарушения, указав, что никаких других условий, кроме процентной ставки по вкладу, которые влияли бы на стоимость финансовой услуги, договор банковского вклада «Новогодний сундучок» банка «Новация» не содержит, а также указали, что ни на территории Республики Адыгея, ни за её пределами подобная реклама банком не размещалась.

Из текста, представленного по указанному запросу, договора №17/2012 от 11.09.2012 следует, что «заказчиком» рекламы является ОАО АКБ «Новация», а «исполнителем» - ООО «Фирма Гранит». Таким образом, рекламодателем спорной рекламы является АКБ «Новация», рекламораспространителем – ООО «Фирма Гранит» (г. Майкоп, ул. Хакурате, д. 648).

В Приложении №1 к договору № 17/2012 от 11.09.2012 указано, что АКБ «Новация» производит оплату за размещение рекламы на указанном месте за период размещения с 01.10.2012 по 31.09.2013 гг.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, в заседании объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 31.01.2013.

На очередное заседание Комиссии, АКБ «Новация» представлены слеующие материалы. 1. Копия лицензии на осуществление банковских операций от 24.08.2012. 2. Копия протокола заседания Правления ОАО АКБ «Новация» от 16.11.2012 № 75.

В соответствии с Протоколом №75 заседания Правления ОАО АКБ «Новация» от 16 ноября 2012 года указанное Правление постановило: осуществлять с 21 ноября 2012 года по 31 января 2013 года привлечение денежных средств физических лиц во вклад «Новогодний сундучок» банка «Новация» в валюте Российской Федерации на следующих условиях:

1.                Срок вклада – 181 день;

2.                 Процентная ставка по вкладу - 10,00 %  годовых;

3.      Пополнение вклада допускается в течение всего срока действия договора;

4.      По желанию вкладчика выплата процентов производится по окончании каждого процентного периода, невостребованная  вкладчиком сумма начисленных процентов по окончании каждого процентного периода присоединяется к сумме вклада, на которую начисляются проценты;

5.      При досрочном востребовании вклада (его части) договор расторгается, при этом проценты на сумму вклада начисляются за последний процентный период по ставке, установленной для вкладов до востребования, проценты, выплаченные вкладчику за предыдущие процентные периоды, перерасчёту не подлежат.

Изучив материалы, имеющиеся в деле, и выслушав представителей банка, Комиссия установила, что в рассматриваемой рекламе, указаны наиболее привлекательные для потребителей условия банковского вклада «Новогодний сундучок» – начальная дата привлечения денежных средств физических лиц во вклад и процентная ставка.

Между тем, в данной рекламе не указаны срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада, влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика, знание которых необходимо потребителю для принятия решения о заключении (не заключении) договора банковского вклада.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе не указана часть информации, которая необходима потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада и которая влияет на сумму доходов, что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку распространяемая АКБ «Новация» реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугой по размещению вклада, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие сведений об условиях размещения и пользования вкладом (срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада), влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.  

Таким образом, потребители рекламы не имеют возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – вкладе «Новогодний сундучок»», предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в рассматриваемой рекламе нарушены требования, предусмотренные частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Рекламодателем  рассматриваемой рекламы является  АКБ «Новация».

Руководствуясь частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28, частями 1 и 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги, предоставляемой Акционерным коммерческим банком «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью), а именно рекламу вклада  «Новогодний сундучок», рекламодателем которой является Акционерный коммерческий банк «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью), в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге  (срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада),  тогда как указаны наиболее привлекательные для потребителя рекламы условия (начальная дата привлечения денежных средств физических лиц во вклад и процентная ставка), влияющие на сумму доходов, распространяемую на отдельно стоящей конструкции, расположенной в г. Майкопе по улице Пролетарской между улицами Школьная и Патриса Лумумбы.

2. Признать Акционерный коммерческий банк «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью) нарушившим требования, установленные частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

3. Выдать Акционерному коммерческому банку «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных  дел, предусмотренных статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы -  Акционерного коммерческого банка «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 7271 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении АКБ "Новация" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7272 [type] => solution [language] => ru [created] => 1363345130 [changed] => 1370523021 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523021 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу №Р-1/13-28

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Женетль Аслан Шаханович – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Члены комиссии:

Вдовина Ольга Юрьевна – ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Ким Оксана Алексеевна - ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Рыбина Анна Тариеловна - ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея,

рассмотрев дело №Р-1/13-28 по признакам нарушения Акционерным коммерческим банком «Новация» ОАО (далее – АКБ «Новация») (г. Майкоп, ул. Димитрова, д. 4, корпус 1)  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)  по факту распространения рекламы финансовых услуг, в присутствии представителей АКБ «Новация»  <…> -  заместителя Председателя  Правления (доверенность  №1 от 01.01.2013) и  <…> – начальника юридического отдела (доверенность  №6 от  29.12.2012):

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении контроля за соблюдением Закона о рекламе были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 указанного закона. Признаки нарушения выразились в распространении рекламы финансовых услуг предоставляемых АКБ «Новация» на отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной в г. Майкопе по улице Пролетарской, между улицами Школьная и Патриса Лумумбы, следующего содержания: «Банк Новация – «Новогодний сундучок» вклад с 21 ноября, 10% годовых, г. Майкоп, ул. Димитрова,4/1, тел.: 53-03-87» с изображением сундука с деньгами  (фотографии имеются в деле). В рассматриваемой рекламе указана только процентная ставка по вкладам, тогда как, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о рекламе, необходимо указывать все условия, влияющие на стоимость финансовой услуги, если указано хотя бы одно из таких условий, поскольку подобная информация является существенной для потребителя рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая информация о финансовой услуге – вкладе «Новогодний сундучок» подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, является публичной и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (отдельно стоящая рекламная конструкция). Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая АКБ «Новация», а именно услуга по заключению договоров банковского вклада «Новогодний сундучок».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о рекламе от 17.01.2013 №59, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, у АКБ «Новация» были запрошены следующие документы: письменное объяснение распространения указанной рекламы; типовой договор вклада «Новогодний сундучок»;  договор с рекламораспространителем на распространение рассматриваемой рекламы на указанном месте  и  информация о других местах распространения подобной рекламы.

В своем письменном объяснении и на рассмотрении дела, представители АКБ «Новация», не признали факт нарушения, указав, что никаких других условий, кроме процентной ставки по вкладу, которые влияли бы на стоимость финансовой услуги, договор банковского вклада «Новогодний сундучок» банка «Новация» не содержит, а также указали, что ни на территории Республики Адыгея, ни за её пределами подобная реклама банком не размещалась.

Из текста, представленного по указанному запросу, договора №17/2012 от 11.09.2012 следует, что «заказчиком» рекламы является ОАО АКБ «Новация», а «исполнителем» - ООО «Фирма Гранит». Таким образом, рекламодателем спорной рекламы является АКБ «Новация», рекламораспространителем – ООО «Фирма Гранит» (г. Майкоп, ул. Хакурате, д. 648).

В Приложении №1 к договору № 17/2012 от 11.09.2012 указано, что АКБ «Новация» производит оплату за размещение рекламы на указанном месте за период размещения с 01.10.2012 по 31.09.2013 гг.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, в заседании объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 31.01.2013.

На очередное заседание Комиссии, АКБ «Новация» представлены слеующие материалы. 1. Копия лицензии на осуществление банковских операций от 24.08.2012. 2. Копия протокола заседания Правления ОАО АКБ «Новация» от 16.11.2012 № 75.

В соответствии с Протоколом №75 заседания Правления ОАО АКБ «Новация» от 16 ноября 2012 года указанное Правление постановило: осуществлять с 21 ноября 2012 года по 31 января 2013 года привлечение денежных средств физических лиц во вклад «Новогодний сундучок» банка «Новация» в валюте Российской Федерации на следующих условиях:

1.                Срок вклада – 181 день;

2.                 Процентная ставка по вкладу - 10,00 %  годовых;

3.      Пополнение вклада допускается в течение всего срока действия договора;

4.      По желанию вкладчика выплата процентов производится по окончании каждого процентного периода, невостребованная  вкладчиком сумма начисленных процентов по окончании каждого процентного периода присоединяется к сумме вклада, на которую начисляются проценты;

5.      При досрочном востребовании вклада (его части) договор расторгается, при этом проценты на сумму вклада начисляются за последний процентный период по ставке, установленной для вкладов до востребования, проценты, выплаченные вкладчику за предыдущие процентные периоды, перерасчёту не подлежат.

Изучив материалы, имеющиеся в деле, и выслушав представителей банка, Комиссия установила, что в рассматриваемой рекламе, указаны наиболее привлекательные для потребителей условия банковского вклада «Новогодний сундучок» – начальная дата привлечения денежных средств физических лиц во вклад и процентная ставка.

Между тем, в данной рекламе не указаны срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада, влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика, знание которых необходимо потребителю для принятия решения о заключении (не заключении) договора банковского вклада.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе не указана часть информации, которая необходима потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада и которая влияет на сумму доходов, что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку распространяемая АКБ «Новация» реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугой по размещению вклада, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие сведений об условиях размещения и пользования вкладом (срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада), влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.  

Таким образом, потребители рекламы не имеют возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – вкладе «Новогодний сундучок»», предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в рассматриваемой рекламе нарушены требования, предусмотренные частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Рекламодателем  рассматриваемой рекламы является  АКБ «Новация».

Руководствуясь частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28, частями 1 и 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги, предоставляемой Акционерным коммерческим банком «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью), а именно рекламу вклада  «Новогодний сундучок», рекламодателем которой является Акционерный коммерческий банк «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью), в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге  (срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада),  тогда как указаны наиболее привлекательные для потребителя рекламы условия (начальная дата привлечения денежных средств физических лиц во вклад и процентная ставка), влияющие на сумму доходов, распространяемую на отдельно стоящей конструкции, расположенной в г. Майкопе по улице Пролетарской между улицами Школьная и Патриса Лумумбы.

2. Признать Акционерный коммерческий банк «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью) нарушившим требования, установленные частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

3. Выдать Акционерному коммерческому банку «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных  дел, предусмотренных статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы -  Акционерного коммерческого банка «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу №Р-1/13-28

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Женетль Аслан Шаханович – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Члены комиссии:

Вдовина Ольга Юрьевна – ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Ким Оксана Алексеевна - ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея;

Рыбина Анна Тариеловна - ведущий специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея,

рассмотрев дело №Р-1/13-28 по признакам нарушения Акционерным коммерческим банком «Новация» ОАО (далее – АКБ «Новация») (г. Майкоп, ул. Димитрова, д. 4, корпус 1)  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)  по факту распространения рекламы финансовых услуг, в присутствии представителей АКБ «Новация»  <…> -  заместителя Председателя  Правления (доверенность  №1 от 01.01.2013) и  <…> – начальника юридического отдела (доверенность  №6 от  29.12.2012):

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении контроля за соблюдением Закона о рекламе были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 указанного закона. Признаки нарушения выразились в распространении рекламы финансовых услуг предоставляемых АКБ «Новация» на отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной в г. Майкопе по улице Пролетарской, между улицами Школьная и Патриса Лумумбы, следующего содержания: «Банк Новация – «Новогодний сундучок» вклад с 21 ноября, 10% годовых, г. Майкоп, ул. Димитрова,4/1, тел.: 53-03-87» с изображением сундука с деньгами  (фотографии имеются в деле). В рассматриваемой рекламе указана только процентная ставка по вкладам, тогда как, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о рекламе, необходимо указывать все условия, влияющие на стоимость финансовой услуги, если указано хотя бы одно из таких условий, поскольку подобная информация является существенной для потребителя рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая информация о финансовой услуге – вкладе «Новогодний сундучок» подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, является публичной и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (отдельно стоящая рекламная конструкция). Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга, оказываемая АКБ «Новация», а именно услуга по заключению договоров банковского вклада «Новогодний сундучок».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о рекламе от 17.01.2013 №59, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, у АКБ «Новация» были запрошены следующие документы: письменное объяснение распространения указанной рекламы; типовой договор вклада «Новогодний сундучок»;  договор с рекламораспространителем на распространение рассматриваемой рекламы на указанном месте  и  информация о других местах распространения подобной рекламы.

В своем письменном объяснении и на рассмотрении дела, представители АКБ «Новация», не признали факт нарушения, указав, что никаких других условий, кроме процентной ставки по вкладу, которые влияли бы на стоимость финансовой услуги, договор банковского вклада «Новогодний сундучок» банка «Новация» не содержит, а также указали, что ни на территории Республики Адыгея, ни за её пределами подобная реклама банком не размещалась.

Из текста, представленного по указанному запросу, договора №17/2012 от 11.09.2012 следует, что «заказчиком» рекламы является ОАО АКБ «Новация», а «исполнителем» - ООО «Фирма Гранит». Таким образом, рекламодателем спорной рекламы является АКБ «Новация», рекламораспространителем – ООО «Фирма Гранит» (г. Майкоп, ул. Хакурате, д. 648).

В Приложении №1 к договору № 17/2012 от 11.09.2012 указано, что АКБ «Новация» производит оплату за размещение рекламы на указанном месте за период размещения с 01.10.2012 по 31.09.2013 гг.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, в заседании объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 31.01.2013.

На очередное заседание Комиссии, АКБ «Новация» представлены слеующие материалы. 1. Копия лицензии на осуществление банковских операций от 24.08.2012. 2. Копия протокола заседания Правления ОАО АКБ «Новация» от 16.11.2012 № 75.

В соответствии с Протоколом №75 заседания Правления ОАО АКБ «Новация» от 16 ноября 2012 года указанное Правление постановило: осуществлять с 21 ноября 2012 года по 31 января 2013 года привлечение денежных средств физических лиц во вклад «Новогодний сундучок» банка «Новация» в валюте Российской Федерации на следующих условиях:

1.                Срок вклада – 181 день;

2.                 Процентная ставка по вкладу - 10,00 %  годовых;

3.      Пополнение вклада допускается в течение всего срока действия договора;

4.      По желанию вкладчика выплата процентов производится по окончании каждого процентного периода, невостребованная  вкладчиком сумма начисленных процентов по окончании каждого процентного периода присоединяется к сумме вклада, на которую начисляются проценты;

5.      При досрочном востребовании вклада (его части) договор расторгается, при этом проценты на сумму вклада начисляются за последний процентный период по ставке, установленной для вкладов до востребования, проценты, выплаченные вкладчику за предыдущие процентные периоды, перерасчёту не подлежат.

Изучив материалы, имеющиеся в деле, и выслушав представителей банка, Комиссия установила, что в рассматриваемой рекламе, указаны наиболее привлекательные для потребителей условия банковского вклада «Новогодний сундучок» – начальная дата привлечения денежных средств физических лиц во вклад и процентная ставка.

Между тем, в данной рекламе не указаны срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада, влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика, знание которых необходимо потребителю для принятия решения о заключении (не заключении) договора банковского вклада.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе не указана часть информации, которая необходима потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада и которая влияет на сумму доходов, что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку распространяемая АКБ «Новация» реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугой по размещению вклада, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие сведений об условиях размещения и пользования вкладом (срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада), влияющих на окончательную сумму доходов вкладчика, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.  

Таким образом, потребители рекламы не имеют возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – вкладе «Новогодний сундучок»», предусмотренную частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в рассматриваемой рекламе нарушены требования, предусмотренные частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Рекламодателем  рассматриваемой рекламы является  АКБ «Новация».

Руководствуясь частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28, частями 1 и 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги, предоставляемой Акционерным коммерческим банком «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью), а именно рекламу вклада  «Новогодний сундучок», рекламодателем которой является Акционерный коммерческий банк «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью), в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге  (срок, на который может быть заключен договор банковского вклада, и в течение которого действует условие о размере процентов, начисляемых на сумму банковского вклада и условия начисления процентов по вкладу при досрочном востребовании вклада),  тогда как указаны наиболее привлекательные для потребителя рекламы условия (начальная дата привлечения денежных средств физических лиц во вклад и процентная ставка), влияющие на сумму доходов, распространяемую на отдельно стоящей конструкции, расположенной в г. Майкопе по улице Пролетарской между улицами Школьная и Патриса Лумумбы.

2. Признать Акционерный коммерческий банк «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью) нарушившим требования, установленные частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

3. Выдать Акционерному коммерческому банку «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных  дел, предусмотренных статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы -  Акционерного коммерческого банка «Новация» (Общество с ограниченной ответственностью).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р-1/13-28 [format] => [safe_value] => Р-1/13-28 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-05 10:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-04 10:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1363345130 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Адыгейское УФАС России )