Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда на апелляционную жалобу ОАО «ВымпелКом»

Дата публикации: 18 октября 2010, 04:00

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 476 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@l5aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                             дело № АО 1 -1048/2010
08 октября 2010 г.                                                   15АП-9697/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего <…> судей <…>
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…> при участии:
от открытого акционерного общества "ВымпелКом" - представитель - <…>, доверенность от 05.05.2010 г.,
от УФАС по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ВымпелКом" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу № АО 1-1048/2010, принятое в составе судьи <…>
по заявлению открытое акционерное общество "ВымпелКом" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - ОАО «ВымпелКом») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - УФАС по Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене поста¬новления по делу об административном правонарушении № АР-45/10 от 31.05.2010 г.
Решением суда от 19.07.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие информации о единице тарификации в рекламе тарифного плана вводит потребителя в заблуждение относительно реальной стоимости услуг связи. Неуказание в рекламе информации о существенных условиях предоставления рекламируемой услуги свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного нару¬шения.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "ВымпелКом" обжалова¬ло его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 19.07.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Адыгея просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его закон¬ность и обоснованность. Управление указывает, что общество, распространив рекламу услуги сотовой связи «Бесценный номер», в которой отсутствует часть информации о рекламируемой услуге, совершило административное правонару¬шение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелля-ционной жалобы. Пояснила, что в размещенной обществом рекламе услуги «Бес¬ценный номер» имелась ссылка на бесплатный номер и сайт в сети Интернет, где потребитель мог узнать все подробности предлагаемой услуги. Потребитель при заключении договора обращается или в офисы общества, или к официальным ди¬лерам, где он также имеет возможность получить всю необходимую дополнитель¬ную информацию об интересующейся услуге.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС по Республике Адыгея на основании приказа от 09.03.2010 г. № 13 в пери¬од с 10.03.2010г. по 12.03.2010г. проведено внеплановое контрольное мероприя¬тие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении наружной рекламы на территории горо¬да Майкопа.
В ходе проверки установлено, что в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а на отдельно стоящей рекламной конструкции размещена реклама услуги «Бесценный номер», предоставляемой оператором сотовой связи «Би¬лайн». Реклама имеет текст следующего содержания: «0 коп./мин с услугой «Бес¬ценный номер». Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 ми¬нут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в «домашней» сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности – на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне».
По результатам проверки, зафиксированным в акте № 5 от 12.03.2010 г., управлением возбуждено производство по делу об административном правонару¬шении № Р-5/10-5 по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением УФАС по Республике Адыгея от 21.04.2010 г. реклама услуги связи «Бесценный номер», предоставляемой оператором мобильной связи «Билайн», размещенная на рекламной конструкции в городе Майкопе по улице Шоссейная, в квартале 408-а, признана ненадлежащей в связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемой услуге, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекла¬ме».
По данному факту управлением в отношении ОАО «ВымпелКом» состав¬лен протокол об административном правонарушении от 18.05.2010 г.
Постановлением управления от 31.05.2010 г. общество привлечено к адми-нистративной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество об¬ратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспростра-нителем законодательства о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это инфор¬мация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на при¬влечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускают¬ся.
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируе¬мом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом ис¬кажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из материалов дела усматривается, что общество, являясь оператором сото¬вой связи, рекламирует услугу сотовой связи «Бесценный номер».
При этом в размещенной обществом рекламе доступным для потребителя является текст: «0 коп./мин с услугой «Бесценный номер». Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия ус¬луги действуют только при нахождении в «домашней» сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яр¬кой стороне».
Между тем, из материалов дела следует, что услуга «Бесценный номер» подключается только при подключении услуги «Любимый номер», за которую ус-тановлена плата - 15 рублей, а за подключение услуги «Бесценный номер» - 30 рублей. Кроме того, установлена абонентская плата за услугу «Бесценный номер» - 1, 15 руб.в сутки, к которой прибавляется 0,5 руб. в сутки - абонентская плата за услугу «Любимый номер».
Из вышеназванных условий следует, что для подключения услуги «Бесцен¬ный номер» необходимо единовременно заплатить 45 рублей и платить ежесуточ¬ную абонентскую плату в размере 1,65 рублей, при лимите разговора в сутки 60 минут. Данная информация в рекламе, размещенной на отдельно стоящей реклам¬ной конструкции в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а, отсут¬ствует.
Таким образом, размещенная обществом «ВымпелКом» реклама услуги (Бесценный номер» умалчивает о том, что «О коп. за минуту» - означает отсутствие повременной тарификации в пределах пакета. Подключая данную услугу, абонент покупает пакет услуг, который включает в себя определенное количество минут за определенную фиксированную стоимость.
Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формиро¬вание у потребителей желания ею воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи (далее - Правила), регули¬рующие отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Пункт 20 Правил устанавливает, какие условия договора об оказании услуг подвижной связи являются существенными.
Из содержания указанного пункта следует, что порядок, сроки и форма расчетов за услуги подвижной связи относится к существенным условиям договора об оказании услуг подвижной связи.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставления услуги приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользо¬ваться рекламируемой услугой. При этом реклама, распространенная обществом без указания в ней всех условий, определяющих стоимость оказываемой услуги, является ненадлежащей.
Включение обществом в текст рекламы адреса сайта сотовой компании в сети Интернет и телефонного номера для уточнения подробностей о рекламируе¬мой услуге не может свидетельствовать о соблюдении ОАО «ВымпелКом» требо¬вания законодательства о размещении в рекламе существенной информации, от¬сутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рек¬ламируемого продукта.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерным выводам об отсутствии в тексте спорной рекламы части существенной информации, в ре¬зультате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме, вводится в заблуждение относительно предлагаемых услуг и, соответственно, о квалификации такой рекламы в качестве ненадлежащей.
При таких обстоятельствах, вывод УФАС по Республике Адыгея о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмот¬ренного ст. 14.3 КоАП РФ является обоснованным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административ¬ном правонарушении судом не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разреше¬ния настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полно¬го и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или про-цессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Ар-битражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу № АО 1-1048/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетво¬рения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 ста¬тьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поста¬новление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
 

stdClass Object ( [vid] => 6268 [uid] => 1 [title] => Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда на апелляционную жалобу ОАО «ВымпелКом» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6268 [type] => solution [language] => ru [created] => 1287345600 [changed] => 1370523021 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523021 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 476 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@l5aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                             дело № АО 1 -1048/2010
08 октября 2010 г.                                                   15АП-9697/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего <…> судей <…>
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи <…> при участии:
от открытого акционерного общества "ВымпелКом" - представитель - <…>, доверенность от 05.05.2010 г.,
от УФАС по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ВымпелКом" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу № АО 1-1048/2010, принятое в составе судьи <…>
по заявлению открытое акционерное общество "ВымпелКом" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - ОАО «ВымпелКом») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - УФАС по Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене поста¬новления по делу об административном правонарушении № АР-45/10 от 31.05.2010 г.
Решением суда от 19.07.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие информации о единице тарификации в рекламе тарифного плана вводит потребителя в заблуждение относительно реальной стоимости услуг связи. Неуказание в рекламе информации о существенных условиях предоставления рекламируемой услуги свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного нару¬шения.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "ВымпелКом" обжалова¬ло его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 19.07.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Адыгея просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его закон¬ность и обоснованность. Управление указывает, что общество, распространив рекламу услуги сотовой связи «Бесценный номер», в которой отсутствует часть информации о рекламируемой услуге, совершило административное правонару¬шение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелля-ционной жалобы. Пояснила, что в размещенной обществом рекламе услуги «Бес¬ценный номер» имелась ссылка на бесплатный номер и сайт в сети Интернет, где потребитель мог узнать все подробности предлагаемой услуги. Потребитель при заключении договора обращается или в офисы общества, или к официальным ди¬лерам, где он также имеет возможность получить всю необходимую дополнитель¬ную информацию об интересующейся услуге.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС по Республике Адыгея на основании приказа от 09.03.2010 г. № 13 в пери¬од с 10.03.2010г. по 12.03.2010г. проведено внеплановое контрольное мероприя¬тие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении наружной рекламы на территории горо¬да Майкопа.
В ходе проверки установлено, что в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а на отдельно стоящей рекламной конструкции размещена реклама услуги «Бесценный номер», предоставляемой оператором сотовой связи «Би¬лайн». Реклама имеет текст следующего содержания: «0 коп./мин с услугой «Бес¬ценный номер». Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 ми¬нут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в «домашней» сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности – на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне».
По результатам проверки, зафиксированным в акте № 5 от 12.03.2010 г., управлением возбуждено производство по делу об административном правонару¬шении № Р-5/10-5 по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением УФАС по Республике Адыгея от 21.04.2010 г. реклама услуги связи «Бесценный номер», предоставляемой оператором мобильной связи «Билайн», размещенная на рекламной конструкции в городе Майкопе по улице Шоссейная, в квартале 408-а, признана ненадлежащей в связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемой услуге, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекла¬ме».
По данному факту управлением в отношении ОАО «ВымпелКом» состав¬лен протокол об административном правонарушении от 18.05.2010 г.
Постановлением управления от 31.05.2010 г. общество привлечено к адми-нистративной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество об¬ратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспростра-нителем законодательства о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это инфор¬мация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на при¬влечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускают¬ся.
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируе¬мом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом ис¬кажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из материалов дела усматривается, что общество, являясь оператором сото¬вой связи, рекламирует услугу сотовой связи «Бесценный номер».
При этом в размещенной обществом рекламе доступным для потребителя является текст: «0 коп./мин с услугой «Бесценный номер». Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия ус¬луги действуют только при нахождении в «домашней» сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яр¬кой стороне».
Между тем, из материалов дела следует, что услуга «Бесценный номер» подключается только при подключении услуги «Любимый номер», за которую ус-тановлена плата - 15 рублей, а за подключение услуги «Бесценный номер» - 30 рублей. Кроме того, установлена абонентская плата за услугу «Бесценный номер» - 1, 15 руб.в сутки, к которой прибавляется 0,5 руб. в сутки - абонентская плата за услугу «Любимый номер».
Из вышеназванных условий следует, что для подключения услуги «Бесцен¬ный номер» необходимо единовременно заплатить 45 рублей и платить ежесуточ¬ную абонентскую плату в размере 1,65 рублей, при лимите разговора в сутки 60 минут. Данная информация в рекламе, размещенной на отдельно стоящей реклам¬ной конструкции в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а, отсут¬ствует.
Таким образом, размещенная обществом «ВымпелКом» реклама услуги (Бесценный номер» умалчивает о том, что «О коп. за минуту» - означает отсутствие повременной тарификации в пределах пакета. Подключая данную услугу, абонент покупает пакет услуг, который включает в себя определенное количество минут за определенную фиксированную стоимость.
Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формиро¬вание у потребителей желания ею воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи (далее - Правила), регули¬рующие отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Пункт 20 Правил устанавливает, какие условия договора об оказании услуг подвижной связи являются существенными.
Из содержания указанного пункта следует, что порядок, сроки и форма расчетов за услуги подвижной связи относится к существенным условиям договора об оказании услуг подвижной связи.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставления услуги приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользо¬ваться рекламируемой услугой. При этом реклама, распространенная обществом без указания в ней всех условий, определяющих стоимость оказываемой услуги, является ненадлежащей.
Включение обществом в текст рекламы адреса сайта сотовой компании в сети Интернет и телефонного номера для уточнения подробностей о рекламируе¬мой услуге не может свидетельствовать о соблюдении ОАО «ВымпелКом» требо¬вания законодательства о размещении в рекламе существенной информации, от¬сутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рек¬ламируемого продукта.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерным выводам об отсутствии в тексте спорной рекламы части существенной информации, в ре¬зультате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме, вводится в заблуждение относительно предлагаемых услуг и, соответственно, о квалификации такой рекламы в качестве ненадлежащей.
При таких обстоятельствах, вывод УФАС по Республике Адыгея о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмот¬ренного ст. 14.3 КоАП РФ является обоснованным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административ¬ном правонарушении судом не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разреше¬ния настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полно¬го и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или про-цессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Ар-битражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу № АО 1-1048/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетво¬рения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 ста¬тьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поста¬новление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 476 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@l5aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                             дело № АО 1 -1048/2010
08 октября 2010 г.                                                   15АП-9697/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи при участии:
от открытого акционерного общества "ВымпелКом" - представитель - , доверенность от 05.05.2010 г.,
от УФАС по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ВымпелКом" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу № АО 1-1048/2010, принятое в составе судьи
по заявлению открытое акционерное общество "ВымпелКом" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - ОАО «ВымпелКом») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - УФАС по Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене поста¬новления по делу об административном правонарушении № АР-45/10 от 31.05.2010 г.
Решением суда от 19.07.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие информации о единице тарификации в рекламе тарифного плана вводит потребителя в заблуждение относительно реальной стоимости услуг связи. Неуказание в рекламе информации о существенных условиях предоставления рекламируемой услуги свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного нару¬шения.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "ВымпелКом" обжалова¬ло его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 19.07.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Адыгея просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его закон¬ность и обоснованность. Управление указывает, что общество, распространив рекламу услуги сотовой связи «Бесценный номер», в которой отсутствует часть информации о рекламируемой услуге, совершило административное правонару¬шение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелля-ционной жалобы. Пояснила, что в размещенной обществом рекламе услуги «Бес¬ценный номер» имелась ссылка на бесплатный номер и сайт в сети Интернет, где потребитель мог узнать все подробности предлагаемой услуги. Потребитель при заключении договора обращается или в офисы общества, или к официальным ди¬лерам, где он также имеет возможность получить всю необходимую дополнитель¬ную информацию об интересующейся услуге.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС по Республике Адыгея на основании приказа от 09.03.2010 г. № 13 в пери¬од с 10.03.2010г. по 12.03.2010г. проведено внеплановое контрольное мероприя¬тие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении наружной рекламы на территории горо¬да Майкопа.
В ходе проверки установлено, что в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а на отдельно стоящей рекламной конструкции размещена реклама услуги «Бесценный номер», предоставляемой оператором сотовой связи «Би¬лайн». Реклама имеет текст следующего содержания: «0 коп./мин с услугой «Бес¬ценный номер». Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 ми¬нут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в «домашней» сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности – на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне».
По результатам проверки, зафиксированным в акте № 5 от 12.03.2010 г., управлением возбуждено производство по делу об административном правонару¬шении № Р-5/10-5 по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением УФАС по Республике Адыгея от 21.04.2010 г. реклама услуги связи «Бесценный номер», предоставляемой оператором мобильной связи «Билайн», размещенная на рекламной конструкции в городе Майкопе по улице Шоссейная, в квартале 408-а, признана ненадлежащей в связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемой услуге, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекла¬ме».
По данному факту управлением в отношении ОАО «ВымпелКом» состав¬лен протокол об административном правонарушении от 18.05.2010 г.
Постановлением управления от 31.05.2010 г. общество привлечено к адми-нистративной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество об¬ратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспростра-нителем законодательства о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это инфор¬мация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на при¬влечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускают¬ся.
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируе¬мом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом ис¬кажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из материалов дела усматривается, что общество, являясь оператором сото¬вой связи, рекламирует услугу сотовой связи «Бесценный номер».
При этом в размещенной обществом рекламе доступным для потребителя является текст: «0 коп./мин с услугой «Бесценный номер». Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия ус¬луги действуют только при нахождении в «домашней» сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яр¬кой стороне».
Между тем, из материалов дела следует, что услуга «Бесценный номер» подключается только при подключении услуги «Любимый номер», за которую ус-тановлена плата - 15 рублей, а за подключение услуги «Бесценный номер» - 30 рублей. Кроме того, установлена абонентская плата за услугу «Бесценный номер» - 1, 15 руб.в сутки, к которой прибавляется 0,5 руб. в сутки - абонентская плата за услугу «Любимый номер».
Из вышеназванных условий следует, что для подключения услуги «Бесцен¬ный номер» необходимо единовременно заплатить 45 рублей и платить ежесуточ¬ную абонентскую плату в размере 1,65 рублей, при лимите разговора в сутки 60 минут. Данная информация в рекламе, размещенной на отдельно стоящей реклам¬ной конструкции в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а, отсут¬ствует.
Таким образом, размещенная обществом «ВымпелКом» реклама услуги (Бесценный номер» умалчивает о том, что «О коп. за минуту» - означает отсутствие повременной тарификации в пределах пакета. Подключая данную услугу, абонент покупает пакет услуг, который включает в себя определенное количество минут за определенную фиксированную стоимость.
Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формиро¬вание у потребителей желания ею воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи (далее - Правила), регули¬рующие отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Пункт 20 Правил устанавливает, какие условия договора об оказании услуг подвижной связи являются существенными.
Из содержания указанного пункта следует, что порядок, сроки и форма расчетов за услуги подвижной связи относится к существенным условиям договора об оказании услуг подвижной связи.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставления услуги приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользо¬ваться рекламируемой услугой. При этом реклама, распространенная обществом без указания в ней всех условий, определяющих стоимость оказываемой услуги, является ненадлежащей.
Включение обществом в текст рекламы адреса сайта сотовой компании в сети Интернет и телефонного номера для уточнения подробностей о рекламируе¬мой услуге не может свидетельствовать о соблюдении ОАО «ВымпелКом» требо¬вания законодательства о размещении в рекламе существенной информации, от¬сутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рек¬ламируемого продукта.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерным выводам об отсутствии в тексте спорной рекламы части существенной информации, в ре¬зультате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме, вводится в заблуждение относительно предлагаемых услуг и, соответственно, о квалификации такой рекламы в качестве ненадлежащей.
При таких обстоятельствах, вывод УФАС по Республике Адыгея о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмот¬ренного ст. 14.3 КоАП РФ является обоснованным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административ¬ном правонарушении судом не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разреше¬ния настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полно¬го и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или про-цессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Ар-битражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу № АО 1-1048/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетво¬рения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 ста¬тьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поста¬новление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322143129 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Адыгейское УФАС России )