Отчет о проделанной работе Адыгейским УФАС России за 2013 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

В 2013 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Управление) осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,  электроэнергетики, о торговой деятельности, использования земли и т.д.

При реализации конкурентного права на территории Республики Адыгея Адыгейским УФАС России уделяется особое внимание рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, граждан на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Адыгея, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия или бездействия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Республики Адыгея.

В отчетном периоде Адыгейским УФАС России выявлено 30 нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Основная часть нарушений выявлена в сфере технологического присоединения к электрическим сетям и расчета за потребленную электроэнергию.

По сравнению с 2012 годом, количество выявленных нарушений, с учетом выданных предупреждений, в 2013 году увеличилось на 18. Причиной роста выявленных нарушений явилось увеличение жалоб на ООО «Майкопская ТЭЦ». (ООО «Майкопская ТЭЦ» в 2013 году арендовало имущество ликвидированного МУП «Майкопские горэлектросети»).

В 2013 году Адыгейским УФАС России выдано 27 предупреждений. Больше всего предупреждений выдано сетевым организациям в части установления требований в выдаваемых технических условиях, не предусмотренных законодательством, а также в части навязывания установления второго прибора учета электроэнергии с более высоким классом точности.

Примерами дел могут служить:

Дело возбужденное Адыгейским УФАС России по заявлению ООО «Компания Энерт» в отношении ОАО «Кубаньэнерго» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении сроков и порядка рассмотрения заявок ООО «Компания Энерт» на технологическое присоединение к сетям ОАО «Кубаньэнерго», в части необоснованного уклонения от заключения договора технологического присоединения. Ранее Адыгейским УФАС было выдано ОАО «Кубаньэнерго» предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, однако данное требование антимонопольного органа субъектом естественной монополии было проигнорировано, в связи с чем было возбуждено вышеуказанное дело. По итогам его рассмотрения Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ОАО «Кубаньэнерго» предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание было обжаловано в арбитражный суд. На основании решения по данному делу на должностное лицо ОАО «Кубаньэнерго» был наложен административный штраф в размере 50 000 рублей, а на ОАО «Кубаньэнерго» - административный штраф в размере 230497 рублей 50 копеек. ОАО «Кубаньэнерго» по вышеуказанным решеним предпринимает действия по их обжалованию в судах, но пока поддерживается позиция Управления.

Дело возбужденное Адыгейским УФАС России по заявлению индивидуального предпринимателя в отношении ООО «Майкопская ТЭЦ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части не допуска прибора учета электроэнергии в качестве расчетного. По итогам его рассмотрения Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ООО «Майкопская ТЭЦ» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок. В настоящее время возбуждены дела об административных нарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В отчетном периоде Адыгейским УФАС России было возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции»:

По собственной инициативе, на основании доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея и публикациями в СМИ, Адыгейское УФАС России возбудило дело в отношении 5 управляющих компаний, осуществляющих деятельность на территории МО «Город Майкоп», по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключения устного соглашения об отказе от функций управления многоквартирными домами, в части инициирования принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о переходе на непосредственное управление, что привело к сокращению оказания услуг по управлению многоквартирными домами в МО «Город Майкоп» управляющими компаниями. По итогам его рассмотрения Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ответчикам 5 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Тремя из пяти управляющих компаний, предписания были исполнены, две управляющие компании предписания не исполнили, в связи с чем на данные юридические лица и на их директоров наложены административные штрафы за не исполнение предписаний.

По факту пресечения недобросовестной конкуренции в отчетном периоде Управлением было возбуждено два дела.

Одно дела в отношении индивидуального предпринимателя в связи с заявлением ЗАО «ТНК ЮГ Менеджмент» в части использования товарного знака, правообладателем которого является заявитель. По итогам рассмотрения Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в установленный срок.

Второе дело было возбуждено по инициативе Адыгейского УФАС России в отношении ОАО «Юг-Инвестбанк» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», в части введения в оборот финансовых услуг с незаконным использованием в рекламе результатов интеллектуальной деятельности (использование олимпийской символики). По итогам рассмотрения заявления Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ОАО «Юг-Инвестбанк» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок. В настоящее время возбуждены дела об административных нарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

В отчетном периоде антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти и органами местного самоуправления были затронуты: рынок пассажирских перевозок; сфера пользования муниципальным недвижимым имуществом; сфера оборота муниципальных земель.

Дела были возбуждены в отношении:

Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в части предъявления требований, при оказании муниципальной услуги, о предоставлении координат земельного участка на электронном носителе для утверждения и изготовления градостроительного плана. По итогам рассмотрения заявления Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок. В настоящее время возбуждено дело об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Администрации муниципального образования «Теучежский район» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в части утверждения административного регламента, по аренде земельных участков ограничивающего индивидуальных предпринимателей в праве ее аренды. По итогам рассмотрения заявления Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала администрации муниципального образования «Теучежский район» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок. По результатам рассмотрения административного производства на должностное лицо, в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 15000 рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в части заключения договора на осуществление пассажирских перевозок без проведения торгов. По итогам рассмотрения заявления Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала администрации муниципального образования «Город Майкоп» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок.

Осуществляя контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства к торгам Управлением в 2013 году выявлено 2 нарушения.

Так по собственной инициативе Адыгейское УФАС России возбудило дело в отношении одного из ВУЗов Республики Адыгея по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в части объединения в один предмет торгов работы по организации строительства и поставку товаров, технологически и функционально не связанных со строительно-монтажными работами. В связи с тем, что между ВУЗом и победителем аукциона заключен государственный контракт предписание не выдавалось.

Второе дело было возбуждено в отношении администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» по признакам нарушения части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в части утверждения положения устанавливающего требования о поступлении задатка на расчетный счет заказчика не позднее чем за 5 календарных дней до дня проведения торгов, также ограничения прав физических лиц на участие в торгах, установления требования к сроку получения заявителем выписки из ЕГРЮЛ не позднее 30 дней и установления требований о предоставлении справки об отсутствии бюджетной задолженности. По итогам рассмотрения заявления Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок. По результатам рассмотрения административного дела на должностное лицо, в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 15000 рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

В 2013 году Адыгейским УФАС проведено 6 проверок органов власти. По результатам проведенных в отчетном периоде проверок возбуждено и рассмотрено 15 дел и выдано 15 предписаний, которые исполнены в установленный срок.

В отчетном году выявлено 8 нарушений по статьям 9, 13, 14, 15 Закона о торговле. По всем нарушениям были выданы предписания.

Всего в 2013 году Адыгейским УФАС вынесено 18 постановлений, в части нарушения антимонопольного законодательства, об административных наказаниях. Сумма штрафов, подлежащих уплате (наложенных за нарушение антимонопольного законодательства) составила 6098581 тыс. руб.

 В сфере Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Адыгейским УФАС возбуждено 11 дел, выдано 6 предписаний об устранении нарушения, которые исполнены в установленный срок, одно нарушение добровольно устранено в процессе рассмотрения дела, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях в связи с нарушением Закона о рекламе, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, 6 дел из которых были прекращены в связи с малозначительностью правонарушения, 8 постановлений об административном наказании, в связи с нарушением законодательства о рекламе, исполнены, 4 постановления о наложении штрафа находятся в стадии исполнения. Всего выдано постановлений о наложении штрафа на сумму 370 тыс. руб.

Пример дел:

Управление возбудило дело в отношении ООО «Такси Сатурн  Майкоп», в связи с нарушением пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама услуг, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Комиссия Управления признала нарушение ООО «Такси Сатурн Майкоп» законодательства о рекламе, было выдано предписание об устранении нарушения, которое было исполнено в установленный срок.

Управление возбудило дело в отношении ООО «ЕФК Строй Групп» в связи с нарушением части 7 статьи 5 и части 7 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы на отдельно стоящей рекламной конструкции в г. Майкопе, которая не содержит сведений о месте и способе получения проектной декларации, а также в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что искажает смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Комиссия Управления признала нарушение ООО «ЕФК Строй Групп» законодательства о рекламе. В связи с устранением данного нарушения, Комиссией Управления было решено не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

За нарушение законодательства о рекламе на ООО «ЕФК Строй Групп» и на его генерального директора соответственно наложены штрафы в размере 100000 и 4000 рублей, которые оплачены в установленные законом сроки.

 

В сфере контроля Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в 2012 году в Адыгейское УФАС поступила 81 жалоба от участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченных органов по размещению государственных и муниципальных заказов и созданных конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Из них комиссией Адыгейского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  признаны обоснованными 22 жалобы, необоснованными 40 жалоб, отозвано – 5 жалоб, возращены 14 жалоб на основании положений статьи 59  Закона о размещении заказов.

 По итогам внеплановых проверок размещений заказов, проведенных в ходе рассмотрения жалоб в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссией УФАС выявлено 95 нарушений Закона о размещении заказов, выдано 30 предписаний,  из которых 27 исполнены в установленные сроки, 1 – в стадии исполнения, 2 – обжалованы в Арбитражные суды и решения по которым еще не приняты.

Анализ жалоб, признанных Комиссией УФАС обоснованными (частично обоснованными), показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов, повлекшими  направление жалоб участниками размещения заказов в Адыгейское УФАС России, являются нарушения законодательства о размещении заказов, содержащиеся в документации о торгах, а также необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, запросе котировок.

В 2013 году Адыгейским УФАС России проведено 30 проверочных мероприятий, из них 2 плановые, 15 внеплановых выездных и  камеральных проверок.

В результате проведения проверочных мероприятий в отчетном периоде выявлено 274 нарушения Закона о размещении заказов, выдано 10 предписаний, которые исполнены в установленные сроки.

Наиболее часто выявляемые нарушения Закона о размещении заказов в ходе проверочных мероприятий: установление в документации о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов; нарушение порядка отбора участников размещения государственных и муниципальных заказов; непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений в уполномоченный орган для включения в реестр контрактов о заключении, изменении, исполнении  государственного или муниципального контракта (ст. 19.7.4 КоАП РФ).

 

За отчетный период Адыгейским УФАС России рассмотрено 5 обращений заказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых включены 3 поставщика, при этом по итогам рассмотрения представленных 2 заказчиками материалов о включении поставщиков в РНП, а также проведения внеплановых проверок размещений заказов, приняты решения о  не включении поставщиков в РНП.

В 2013 году Адыгейским УФАС России по итогам рассмотрения 119 дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере размещения заказов, прекращены 26 дел, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, выдано 93 постановления об административных наказания.

Исполнено 91 постановление об административном наказании (из них 78 выдано в отчетном периоде и 13 – переходящих с  2012 года), при этом сумма штрафов подлежащих взысканию составила 850 тыс. руб., а оплачены штрафы на сумму 1071,5 тыс. руб. В стадии исполнения находятся 6 постановлений об административных наказаниях, срок исполнения которых приходится на 2014 год.

Наиболее часто совершаемые административные нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа: нарушение порядка отбора участников торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе необоснованный отказ (допуск) в допуске к участию в торгах, установление  Заказчиком в документации о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов, принятие решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленным законом, в т. ч. не проведение торгов, запроса котировок, а  также непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении, изменении, исполнении государственного или муниципального контракта.

 Адыгейским УФАС России  проведена в 2013 году работа по государственному контролю за экономической концентрацией.

В этой части рассмотрено 1 ходатайство о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок. Адыгейским УФАС России принято решение о выдаче предписания хозяйствующему субъектаму о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и предупреждение монополистической деятельности.

 

В 2013 году Адыгейским УФАС России велась активная работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

В отчетном периоде работа по адвокатированию конкуренции Адыгейским УФАС России была направлена на три целевые аудитории - органы государственной власти и местного самоуправления, бизнес, население.

Вышло более 700 статей и упоминай о деятельности Адыгейского УФАС России в республиканских печатных изданиях, региональных приложениях федеральных СМИ, а также на страницах интернет сайтов.

В отчетном периоде проведено 3 открытых заседаний комиссии Адыгейского УФАС России с участием представителей газеты «Советская Адыгея» и Гостелерадиокомпании Республики Адыгея. Участие представителей СМИ в заседании комиссии состоялось в рамках рассмотрения дела возбужденного в отношении Майкопский управляющих компаний.

Адыгейским УФАС России подготовлено и проведено 3 семинара для органов власти по темам: 1- разъяснения антимонопольного законодательства; 2 – контроль и надзор в федеральной контрактной системы.

При Адыгейском УФАС России действует  Общественно-консультативный совет. В 2013 году состоялось 4 заседания данного совета.

 Для целей адвокатирования конкуренции использовался официальный интернет сайт Адыгейского УФАС России.

Адыгейским УФАС России осуществляется регулярная работа с высшим учебным заведением, так в 2013 году специалистом Адыгейского УФАС России было проведено 54 лекции и практических занятий в Адыгейском филиале РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

В отчетном периоде на двух радиостанциях:  DиFM и «Русское Радио» г.Майкоп в ноябре-декабре 2013 года, осуществлялась трансляция ролика о деятельности Адыгейского УФАС России.

На плазменном экране, в центре столицы Республики Адыгея городе Майкопе с декабря 2013года и по настоящее время демонстрируются 6 социальных роликов антимонопольного ведомства.

         Адыгейское УФАС России с 2013 года начало освещать свою деятельность  в социальных сетях:

Facebook - https://www.facebook.com/adygufas

Vkontakte - http://vk.com/adygufas

         YouTube  -  http://www.youtube.com/user/adygfas

         Twitter      -  https://twitter.com/01UFAS

        

                В Адыгейском УФАС России был проведен «День открытых дверей» для студентов Майкопского государственного технологического университета. Проведение «Дня открытых дверей» станет традиционным в Адыгейском УФАС России.

         С 2013 года руководителем Адыгейского УФАС России осуществляется регулярный прием граждан в Приемной президента Российской Федерации в Республике Адыгея.

Целью адвокатирования конкуренции является повышение открытости и прозрачности деятельности Адыгейского УФАС России, что способствует предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках.