Майкопские УК подозревают в картельном соглашении

Президент Российской Федерации своим поручением от 31.05.2013 №Пр-1479 поставил перед Федеральной антимонопольной службой России и его территориальными органами задачу по проведению проверок за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ.

Адыгейское УФАС России, приступая к исполнению указанного поручения, считает, что без учета мнений населения, которое и получает услуги ЖКХ, провести всестороннюю и объективную проверку и принять соответствующие меры реагирования невозможно.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея возбуждено дело в отношении управляющих компаний, работающих на территории МО «Город Майкоп», по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с отказом УК от функций исполнителей коммунальных услуг в части расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставляемые по договорам ресурсоснабжения собственникам и пользователям помещений в МКД.

На первое заседание комиссии управления были приглашены руководители и представители УК №№1, 2, 3, 4, 6, ресурсоснабжающих организаций, жилищной инспекции по РА, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА, администрации МО «Город Майкоп», а также представители общественности и СМИ республики.

— Дело возбуждено по признакам нарушения федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по части 1 статьи 11, которая запрещает конкурирующим организациям — хозяйствующим субъектам — заключать между собой соглашения, которые могут привести к отказу от заключения договоров с потребителями услуг, — сказал, открывая заседание, председатель комиссии — заместитель руководителя Адыгейского УФАС России А.Ш.Женетль. — В настоящее время мы пытаемся выяснить, имел ли место факт нарушения.

Информация о том, что УК начали дружно отказываться от заключения договоров по управлению многоквартирными домами в части предоставления ресурсоснабжающих услуг, уже проходила в СМИ, в том числе на страницах «СА».

Подобная информация содержится и в докладе 2012 года уполномоченного по правам человека по РА А.Я.Осокина.

Есть и другие факты и материалы, послужившие Адыгейскому УФАС России основанием для возбуждения дела. В том числе в материалах дела имеются совершенно идентичные договоры, отпечатанные на одном принтере, о переводе на непосредственное управление МКД собственниками квартир, которые ранее заключали договоры c УK.

Кампания по переводу домов на непосредственное управление была проведена без подготовки, без разъяснений собственникам квартир всех плюсов и минусов. При этом резон стремиться к освобождению от необходимости собирать платежи за услуги ресурсоснабжающих организаций у майкопских управляющих компаний, имеющих перед ними огромные долги, безусловно, есть.

В общей сложности к концу 2012 года «в свободное плавание» было отправлено 129 майкопских многоэтажек.

Вместе с тем УК с усердием требовали от этих же домов заключения договоров на содержание общедомового имущества, пытаясь оказывать и иные услуги (особенно в той части, где услуги оказываются по договорным ценам, а иногда и по навязанным тарифам).

Если будет доказано, что УК имели совместную договоренность, стремясь уклониться от заключения договоров с собственниками квартир, их договоренность Адыгейское УФАС России будет считать картельным соглашением.

В ходе заседания комиссии ответчики — руководители и представители майкопских УК — в один голос утверждали, что все действия по переводу домов на непосредственное управление были согласованы с собственниками квартир в ходе собраний, на которые являлось подавляющее число жильцов, голосовавших за это единогласно.

Рассмотрение дела комиссией было перенесено ввиду необходимости пополнить доказательную базу. Представители УК обязались представить дополнительные материалы — индивидуальные договоры c собственниками по переходу на непосредственное управление.

Требует изучения и вопрос о действиях и позиции администрации МО «Город Майкоп» в период, когда проходили эти процессы.

В соответствии с установленным порядком Адыгейским УФАС России также принято решение о необходимости совместных действий с соответствующими правоохранительными органами РА в рассматриваемом деле.

Адыгейское УФАС России обращается ко всем, особенно к старшим домов, к тем, кто может представить какие-либо материалы, информацию или предложения по существу дела, с просьбой обратиться в Адыгейское УФАС России по адресу: г.Майкоп, ул. Ленина, 40, телефон 57-14-98, факс 57-05-22, электронная почта to01@fas.gov.ru.

Владимир РУДАКОВ.