Однозначных решений нет

Сфера деятельности: ЖКХ и строительство

В Управлении федеральной антимонопольной службы по РА состоялось заседание общественно-консультационного совета на тему «Антимонопольный контроль и развитие конкуренции в сфере ЖКХ».

Открывая заседание, руководитель управления, государственный советник РФ II класса А.К.Кубашичев рассказал о сложностях и проблемах в ЖКХ, о том, что в условиях рыночной экономики в этой сфере должна быть добросовестная конкуренция, поэтому туда необходимо привлекать частный капитал. Сегодня в адрес управляющих компаний поступает немало претензий со стороны граждан. УК фактически поделили между собой многоквартирные дома города Майкопа. Первоначально антимонопольная служба признавала их доминирующими в определенных географических границах. Однако служба получила разъяснение, что управляющая компания не может доминировать в границах одного населенного пункта и что этот рынок конкурентен. И если рядом в городе работает другая УК, то собственники жилых помещений имеют возможность заключить с нею договор на обслуживание дома. С точки зрения анализа товарных рынков это верно, но в данной конкретной ситуации УК обслуживают лишь те многоэтажки, которые близки к ним по территориальному признаку.
Как было отмечено на совещании, навести порядок в ЖКХ возможно только в том случае, если в отрасли будут рассчитаны и установлены экономически обоснованные тарифы. Но часто происходило так: федеральный центр устанавливал предельно допустимый рост тарифов, а на местах прошлогодний тариф просто умножался на этот индекс роста. Проблемы есть и с обоснованностью утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, так называемых «перерасчетов» и т.д.
Актуальным остается вопрос платежей и финансовой дисциплины. Некоторые управляющие компании, собирая платежи с населения, не рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями. В данный момент в Министерстве регионального развития РФ обсуждается вопрос о заключении собственниками жилых помещений договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставки энергоресурсов. И жители по этим договорам будут напрямую, минуя управляющую компанию, оплачивать потребление горячей и холодной воды, тепла, газа. А УК будет заниматься только содержанием мест общего пользования.
— Этот вопрос далеко не однозначный, — считает Аслан Капланович, — ведь если УК будет заниматься только обслуживанием мест общего пользования многоэтажного дома, то это вряд ли устроит собственников жилых помещений. Фактически в данном случае изменится форма управления домом — это будет многоэтажка с непосредственным управлением. И зачем тогда нужна управляющая компания? Но здесь возникает и другой вопрос: кто будет возвращать ранее накопленные долги?
Министерство регионального развития недавно разработало и новую типовую квитанцию по оплате услуг ЖКХ. И теперь в ней отдельно будут указаны оплата за индивидуальное потребление энергоресурсов и оплата за места общего пользования. Но, по мнению участников заседания, это решение довольно спорное. Сегодня ресурсоснабжающая организация взимает оплату по общедомовому счетчику — сколько тепла и воды на дом затрачено, за эти объемы жильцы и должны рассчитаться. Но кто будет патить за места общего пользования и за потери энергоресурсов, если управляющая компания уходит от этой работы? И потом, если в доме из 40 квартир жильцы пяти из них не оплачивают услуги ЖКХ, то добросовестные плательщики, помимо оплаты за индивидуальное потребление и общедомовые нужды, должны вносить плату и за нерадивых собственников? Как из этой ситуации найти выход — неизвестно. Уже были случаи, когда жильцы в двухкомнатной квартире, где есть телевизор, холодильник, стиральная машина и т.д., платили больше за электроэнергию, потраченную на места общего пользования, чем за свет в своей квартире. Это при том, что на площадке была всего одна лампочка, да и то горела не круглые сутки.
Речь на заседании шла и о необходимости управляющим компаниям проводить более широкую разъяснительную работу среди населения по вопросам оплаты коммунальных услуг, содержание жилья, установления нормативов потребления воды, газа, тепла. Жилец квартиры, получая квитанцию, должен знать, за что он платит и по каким расценкам. Ну и, конечно, тарифы и нормы потребления должны быть экономически обоснованными. Но порой УК не доводят до людей подобную информацию в форме инструкций или памятки, а потому у них и возникают многочисленные вопросы.
До сведения членов совета был доведен и ряд дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и принятыми по ним мерам реагирования.
Обсуждался и вопрос о необходимости разработки как на региональном, так и муниципальном уровнях программ модернизации сферы ЖКХ, в том числе внедрения принципов добросовестной конкуренции. На заседании шла речь и о «третьем антимонопольном пакете» законов, предложенном федеральной антимонопольной службой и подписанном Президентом России Д.А.Медведевым. Основные изменения, предлагаемые данным пакетом, касаются уточнения требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критериев монопольно высокой цены и закрепления права правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.
Закон предоставит антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющих о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Также «третий антимонопольный пакет» даст право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предостережения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
До членов совета была доведена информация о специализации Адыгейского УФАС России по экономико-географическому направлению деятельности — анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами и по законодательно-методологическому направлению — контроль за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий требований ст.18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении отбора финансовых организаций.