В антимонопольной службе Адыгеи рассмотрели вопросы предоставления энергетических услуг
Вопросы электроснабжения граждан и юридических лиц региона, частые отключения электроэнергии в некоторых районах, скачки напряжения после подключения и качество поставляемой электроэнергии, целесообразность использования двухтарифных счетчиков обсудили на заседании Общественного совета при Адыгейском УФАС России.
Как отметил руководитель Адыгейского УФАС России Аслан Хапачев, Общественный совет является совещательно-консультативным органом общественного контроля и его решения носят рекомендательный характер.
По его словам, за последний год управление наложило более 50 млн. рублей штрафов на поставщиков электроэнергии. Но это не самоцель ведомства — она заключается в том, чтобы правила, которые существуют на монопольном рынке, были понятны потребителям.
— Легче договориться за столом переговоров, чтобы облегчить жизнь потребителям и не усугублять положение сетевых компаний, которые подвергаются огромным штрафам. И делать это нужно не в суде, а за круглым столом, что зачастую более эффективно, — сказал Аслан Хапачев.
Какова причина отключений?
Как было отмечено на заседании, из обращений граждан следует, что в некоторых районах наблюдается частое отключение электроэнергии и, как следствие, после этого фиксируется сильный скачок напряжения, приводящий к поломке бытовой техники. С чем это связано, возможно ли проведение технических мероприятий по устранению указанных фактов и в какие сроки, интересуются жители муниципалитета.
Между тем поставщик электроэнергии не несет ответственности за порчу бытовой техники, пропавшие продукты. А срывы в подаче электроэнергии объясняются аварией на линии, профилактическими мероприятиями.
По словам и.о. директора филиала ПАО «Россети Кубань» Адыгейские электрические сети Дмитрия Рязанцева, в районах отключения электроэнергии были связаны с большой реконструкцией, которая происходила по поручению администрации региона. Но сейчас, после завершения реконструкции, подача электроэнергии осуществляется в нормальном режиме. Отключения, которые происходят, не превышают 24 часов, что допускается законодательством. А в течение года эти отключения в сумме не могут быть более 72 часов.
По обращениям жителей энергетики устанавливают обрывы — используют для этого специальные приборы, которые в течение недели мониторят качество электрической энергии.
— Что касается испорченной техники, то каждый подобный случай рассматривается индивидуально. И эти случаи могут быть рассмотрены и урегулированы в сетевой компании в досудебном порядке, — проинформировал Дмитрий Рязанцев.
Почему сложно дозвониться до Майкопской ТЭЦ?
Также участники заседания подняли вопрос о работе диспетчерской службы ООО «Майкопская ТЭЦ». По словам жителей Майкопа, порой сложно дозвониться и получить необходимую информацию во время непогоды и отключения электроэнергии.
— Факты, связанные с невозможностью дозвониться до диспетчерской службы, имеют место. У нас 4 канала связи — два мобильных и два городских. Невозможность дозвониться первые полчаса связана с количеством звонков. Кроме того, на диспетчера, помимо ответа на звонки, возложена обязанность работать с оперативной бригадой, которая уезжает на устранение обрывов в сетях. Но мы оперативно сообщаем об экстремальных ситуациях в соцсетях, — прокомментировал заместитель генерального директора ООО «Майкопская ТЭЦ» Александр Складаный.
По предложению председателя Общественного совета Сергея Пастернака ООО «Майкопская ТЭЦ» рекомендовали улучшить работу диспетчерской службы при возникновении аварийных ситуаций. Прозвучали, к примеру, предложения информировать квартальных об отключении электроэнергии из-за аварий и сроках их устранения, а также старших домов. Они имеют возможность за 15-20 минут оповестить об этом жителей.
Выгоден ли двухставочный тариф?
На заседании был рассмотрен вопрос о целесообразности установки двухтарифного счетчика. По словам Сергея Пастернака, в идеале энергетики должны стимулировать граждан снимать пиковые нагрузки в энергосистеме и больше использовать электроэнергию ночью. К примеру, включать в это время стиральные машины и другие бытовые приборы. На практике получается, что в это же время таким потребителям днем повышают тариф, и он становится выше, чем для одноставочных счетчиков. В результате платить за электроэнергию приходится больше, и экономии при использовании счетчиков день-ночь практически нет.
— Использовать двухставочный тариф выгодно в том случае, если люди дома занимаются бизнесом, к примеру, открывают производство хлеба в ночное время, на которое уходит большой объем электроэнергии. Но если ночью вы лишь включаете стиральную машину, то это не принесет эффекта. Следует помнить, что такие цены на электроэнергию установил государственный регулятор и довел их до нас, — разъяснил директор Адыгейского филиала ПАО «ТНС Энерго Кубань» Вячеслав Дауров.
При рассмотрении вопроса платы по тарифу день-ночь было решено обратиться в региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов о разъяснении и возможном снижении существующих тарифов день-ночь.
В течение 2023 года Общественный совет при Адыгейском УФАС России планирует также рассмотреть ряд вопросов, касающихся предоставления коммунальных услуг теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения.