Интервью с заместителем руководителя Адыгейского УФАС России Асланом Женетлем

Аслан Женетль: «Каждый день хочется идти на работу»

За годы работы в антимонопольных органах он неоднократно был отмечен ведомственными наградами. А недавно приказом руководителя ФАС России Игоря Артемьева за исключительные заслуги в обеспечении конкуренции и эффективной защиты предпринимательства заместителю руководителя Адыгейского УФАС Аслану Женетлю присвоено звание «Почетный работник антимонопольных органов России». В интервью «СА» он рассказал об истории становления службы и о том, какие функции она выполняет сейчас.

— Аслан Шаханович, когда вы пришли в антимонопольную службу?

— В 1992 году, когда работал в областном совете профсоюзов, узнал, что в Адыгее создается антимонопольный орган. Пришел в эту организацию, побеседовал с руководителем, и меня приняли на работу в качестве ведущего специалиста отдела Адыгейского территориального управления Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке экономических структур. Эта сфера была новой. Опыта работы в ней ни у кого не было. Поэтому пришлось осваивать все, что называется, с чистого листа. Формировали коллектив, вникали в законодательство. Поз­же образовался отдел защиты прав потребителей, куда я был назначен начальником. А в ноябре 1998 года получил должность заместителя руководителя Адыгейского УФАС России.

— Что самое важное в вашей работе?

— Законность принимаемых решений. Кроме того, необходимо соблюдать единообразие в практике. За время существования ведомства неоднократно менялось законодательство, все эти изменения необходимо было отслеживать и учитывать в работе. Кроме того, надо использовать и практику наших коллег, судебную практику. Для этого федеральная служба постоянно организует семинары в Казани, в методологическом центре. А наши специалисты регулярно ездят туда на стажировку для повышения квалификации.

— Какие обращения к вам поступают?

— В последнее время большинство обращений связано с государственными и муниципальными закупками. С жалобами к нам обращаются их участники. Также совместно с органами прокуратуры и казначейством мы участвуем в проверках. Их результаты размещаются у нас на сайте в единой системе. Так же поступают наши коллеги в других регионах. Поэтому нельзя допустить, чтобы по одним и тем же случаям была применена разная прак­тика. Мы стараемся принимать одинаковые решения. При этом руководствуемся мнением федеральной антимонопольной службы, по некоторым направлениям в этой сфере они информируют нас о своей позиции, дают методологические рекомендации. Также рассматриваем дела об административных правонарушениях, привлекаем нарушителей к ответственности.

— Как влияют ваши решения на экономику региона?

— Основная наша цель — обеспечить конкуренцию. Сделать так, чтобы субъекты рынка были в равных условиях и имели равные возможности.

К нам поступает много обращений по поводу действий субъектов естественных монополий, работающих в сфере газоснабжения и электроснабжения. В частности, по вопросам технологического присоединения к сетям.

Ранее к нам могли обращаться и физические лица, эти обращения были связаны с платой за это присоединение, выдачей техусловий, сроками их исполнения. Мы рассматривали эти дела, в случае выявления нарушений выдавали предписания, привлекали виновных к административной ответственности.

Однако в связи с изменением законодательства теперь наше ведомство не рассматривает подобные обращения граждан. Цель антимонопольного органа — разбирать лишь те случаи, которые влияют на конкуренцию. Для примера. Хозяйствующий субъект, который занимается предпринимательской деятельностью, обращается за технологическим присоединением, а у него возникают проблемы, связанные с избыточными требованиями в техусловиях или неверными сроками их выполнения. В этих случаях мы рассматриваем жалобы, выдаем предписания, привлекаем к ответственности виновных. Иными словами, добиваемся соблюдения правил, которые установлены Правительством РФ. У субъектов рынка есть возможность через обращение к нам восстановить свои права, получить необходимые услуги и продолжить осуществлять свою деятельность на рынке.

Что касается государственных закупок, в которых участвуют хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, то здесь важно обеспечить для них равные условия доступа к торгам. Если их, предъявляя необоснованные требования, не допускают к торгам либо создают другие препятствия, то мы решением антимонопольного органа восстанавливаем права этих субъектов рынка. Это дает им возможность в рамках законодательства конкурировать между собой. А выиграть конкуренцию можно только в том случае, если ты предоставляешь более качественные услуги по приемлемым ценам.

— В каких еще сферах осуществляет контроль антимонопольный орган?

— Отслеживаем действия органов власти, чтобы они не были направлены на ограничение конкуренции. Бывает, что принятые нормативные акты противоречат законодательству. В этом случае мы выдаем предупреждение. А если оно не исполнено — возбуждаем дела и требуем отмены этих актов.

Мы также осуществляем контроль исполнения закона «О рекламе». Следим за тем, чтобы она соответствовала законодательству и чтобы субъекты рынка, когда они рекламируют свою деятельность, делали это в рамках закона. К сожалению, бывают случаи, когда выявляются нарушения.

Что касается сферы ЖКХ, то сегодня, в связи с изменением в законодательстве, мы не рассматриваем обращения физических лиц. Но в этой сфере к нам могут обратиться индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в своей деятельности используют различные услуги по газоснабжению, теплоснабжению и электроснабжению. Мы рассматриваем действия гарантирующих поставщиков либо лиц, оказывающих эти услуги. Они должны соответствовать тем правилам, которые установлены в каждой из этих сфер, а также антимонопольному законодательству.

— Что запрещено делать субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке?

— Им нельзя навязывать услуги и условия договора, которые не соответствуют правилам. Кроме того, нельзя устанавливать монопольно высокую и монопольно низкую цену на свои услуги, а также создавать дискриминационные условия при доступе к этим услугам. Поскольку именно в этой части действия предприятия жилищно-коммунального хозяйства влияют на конкуренцию.

А вот вопросы качества и стоимости услуг находятся не в нашей компетенции. Раньше в сфере установления тарифов эти функции на федеральном уровне выполняла федеральная служба по тарифам, а в регионах — региональная энергетическая комиссия либо Управление регулирования цен и тарифов. В дальнейшем федеральную службу по тарифам (ФСТ) объединили с федеральной антимонопольной службой (ФАС), и все те полномочия, которые были у ФСТ, теперь есть у ФАС.

Что касается обоснованности тарифов, то в регионе в Управлении цен и тарифов устанавливаются только те тарифы, которые регулируются государством. В том случае, если субъект рынка, которому установлен тариф, с ним не согласен или сомневается в обоснованности тарифа или норматива, то он может направить свою жалобу в ФАС. Именно центральный аппарат федеральной антимонопольной службы рассматривает правильность и законность установления тарифа.

Наше региональное управление может только рассмотреть вопрос злоупотребления доминирующим положением на рынке и не нарушает ли субъект естественных монополий порядок ценообразования на газ, воду и другие услуги, применяет ли тариф, который установлен соответствующими органами.

— За что вы любите свою профессию?

— Каждый день хочется идти на работу. Это, наверное, самое главное. Считаю, что наше ведомство выполняет важную функцию. Ведь обращения к нам поступают по вопросам из разных сфер — медицины, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и т.д. Для того чтобы принимать обоснованные решения, необходимо знать правила и законодательные акты, действующие в этих сферах, анализировать и сопоставлять судебную практику, практику коллег.

И когда ты видишь, что удалось решить проблему какого-то субъекта рынка, к примеру, обеспечить ему допуск на торги, то чувствуешь, что приносишь реальную пользу. Ради таких минут и работаем.

 

Справка

Аслан Женетль в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Адыгее работает с 1992 года. В 1992–1997 годах — ведущий специалист, начальник отдела, главный специалист Адыгейского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике РФ. В 1997–1999 годах — главный специалист, заместитель руководителя Адыгейского территориального управления Государственного антимонопольного комитета России. В 1999–2004 годах — заместитель руководителя Адыгейского территориального управления Министерства по антимонопольной политике России. С июня 2004-го по настоящее время является заместителем руководителя Адыгейского УФАС России.