Отчет Адыгейского УФАС России об осуществлении контроля за размещением заказов

Осуществление контроля размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) Адыгейским УФАС России в первом полугодии 2011 г.

1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В первом полугодии 2011 года в Адыгейское УФАС России поступило 28 жалоб от участников размещения заказа на действия Заказчиков, уполномоченных органов по размещению заказов, комиссий по размещению заказов, из них Комиссией УФАС признаны обоснованными 9 жалоб, необоснованными - 6 жалоб, отозвано 4 жалобы, возращено 9 жалоб на основании положений статьи 59 Закона о размещении заказов.
По итогам проведения внеплановых проверок размещений заказов, проведенных в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссией УФАС выявлено 20 нарушений Закона о размещении заказов. По итогам рассмотрения жалоб выдано 4 предписания, из которых 3 исполнено в установленные сроки, 1 – обжаловано в Арбитражный суд Республики Адыгея и решением суда отменено.
Анализ жалоб, признанных Комиссией УФАС обоснованными (частично обоснованными), показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов, повлекшими направление жалоб участниками размещения заказов в Адыгейское УФАС России явилось включение в документацию о размещении заказов в сфере строительства, требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов, а также необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Так, рассмотрев 17.11.2010 г. жалобы ООО «Агнус» от 10.11.2010 №27, ООО «АСАР» от 11.11.2010 №116 и ООО «ЭкоСпецСтрой» от 10.11.2010 №3/11 на действия муниципального заказчика - Управление образования администрации МО «Теучежский район» и Единой комиссии уполномоченного органа по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд МО «Теучежский район» при проведении открытого аукциона №9 на право заключения муниципального контракта на реконструкцию части помещений МОУ СОШ №2 в дошкольном учреждении на 30 мест по адресу: а.Ассоколай Теучежского района Республики Адыгея (далее - аукцион №9), в связи с отказом в допуске к участию в аукционе №9, и установлением в документации об аукционе требований, не предусмотренных Законом о размещении заказов, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия УФАС установила, что в нарушение части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов в документации аукциона №9 установлены требования о представлении участником размещения заказа документов и сведений, не предусмотренных законодательством о размещении заказов, а именно: сведений о продолжительности рабочего дня, количестве смен, на какие работы и в каком объеме могут быть привлечены субподрядные организации, требование о декларировании участником размещения заказа является ли сделка для него крупной или нет, а также требование о представлении Календарного графика выполнения работ.
Кроме того, в нарушение части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов в документации аукциона №9 не установлены требования к сроку и объему гарантии качества работ, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация аукциона №9 не содержала требований к качеству, техническим характеристикам товаров, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требований к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки также было установлено, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, к участию в аукционе №9 были допущены участник размещения заказа ОАО «Теучежская ПМК» и ООО «Югстроймонтажсервис», заявки которых не соответствовали требованиям документации аукциона №9.
По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб и проведения внеплановой проверки размещения заказа заказчику уполномоченному органу и единой комиссии было выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Предписание было исполнено в установленные сроки.
Аналогичные нарушения были выявлены в результате рассмотрения 17.06.2010 жалобы ООО «Ресурс» от 09.06.2010 на действия Уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации муниципального образования «Майкопский район» при проведении открытого аукциона №61-А на выполнение работ по строительству водопровода по ул. Вокзальная в п. Первомайский Майкопского района (далее – аукцион №61-А):
В п. 1.7.1 информационной карты документации об аукционе указано, что привлечение соисполнителей не допускается, что не соответствует требованиям части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, т.к. кроме указанных в частях 1-3 названной статьи требований заказчик не в праве устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. Вместе с тем, в пункте 8 формы 1.4.2.1 «Сведений участника о функциональных/качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг и условиях исполнения муниципального контракта» установлено требование о указании участником размещения заказа работ, на которые могут быть привлечены субподрядные организации (да/нет, на какие виды работ и в каком объеме, а также установлено требование о представлении сведений об интенсивности выполнения работ в виде календарного графика производства работ с указанием сведений о количестве работающих, продолжительности выполнения работ в календарных днях, что является нарушением части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, т.к. требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения кроме указанных в части 2 указанной статьи не допускается.
Также, в документации аукциона установлено требование к оформлению заявки на участие в аукционе, не предусмотренные частью 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов, а именно: «все страницы представленных документов кроме нотариально заверенных копий должны быть парафированы (завизированы) руководителем или уполномоченным лицом».
В результате проведения внеплановой проверки также было установлено, нарушение порядка отбора участников размещения заказа, выразившееся в неправомерном отказе ООО «ДПМК Белореченская» в допуске к участию в аукционе №61-А, а также в необоснованном допуске к участию в аукционе ООО «СтройАльянс», заявка которого не содержала документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
Уполномоченным органом были внесены изменения в документацию аукциона, однако, в нарушение части 9 статьи 34 Закона о размещении заказов срок подачи заявок был продлен менее чем на 15 дней.
По итогам рассмотрения, жалоба ООО «Ресурс» признана обоснованной, в действиях Уполномоченного органа признаны нарушения части 9 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 12, части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, в действиях заказчика - Администрации муниципального образования «Майкопский район» нарушение частей 2.2, 3 статьи 35 Закона о размещении заказов; Заказчику и Уполномоченному органу было выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Предписание исполнено в установленный срок.
рассмотрев 01.07.2010 г. жалобы ООО «Ресурс» от 25.06.2010 и ООО «Горстрой» от 23.06.2010 №88 на действия аукционной комиссии администрации МО «Гиагинское сельское поселение», в связи с отказом в допуске к участию в открытом аукционе №1-А/10 на право заключения муниципального контракта на реконструкцию водозабора и водопроводной сети (2 очередь) в ст.Гиагинской МО «Гиагинское сельское поселение» (далее – аукцион №1-А/10) на основании пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия УФАС признала жалобу ООО «Ресурс» частично обоснованной, в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе №1-А/10 по причине отсутствия в составе заявки копий сертификатов соответствия товаров, предлагаемых к поставке, а также отсутствия документов подтверждающих отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня; жалобу ООО «Горстрой» - частично обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе №1-А/10 по причине не представления в составе заявки доверенности на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
В действиях заказчика – администрации МО «Гиагинское сельское поселение» при проведении открытого аукциона №1-А/10 признаны нарушения пункта 1 части 4 статьи 34, в части отсутствия в аукционной документации требований о представлении участником размещения заказа в составе заявки документа, предусмотренного пунктом «д» части 2 статьи 35 (решение об одобрении совершения крупной сделки, в случае если такое решение предусмотрено законодательством Российской Федерации), части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части отсутствия в документации об аукционе требований к результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ заказчика (указаны не все виды работ, необходимые для исполнения контракта), части 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов, в части установления требования к оформлению заявки не предусмотренного законодательством (требование о том, что документы заявки должны быть сложены в порядке, предусмотренном Информационной картой аукциона), части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, в части установления требования к участнику размещения заказа о представлении в составе заявки документов и сведений, не предусмотренных законом (требование о представлении календарного плана) Закона о размещение заказа.
В действиях аукционной комиссии администрации МО «Гиагинское сельское поселение» признаны нарушения части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, в части неверного указания в протоколе рассмотрения заявок оснований отказа участникам размещения заказа в допуске к участию в аукционе и пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при допуске к участию в аукционе ООО «Руслан», заявка которого не соответствует требованиям документации аукциона.
По итогам рассмотрения жалоб выдано предписание, которое было исполнено в установленный срок.
01.09.2010 Комиссией УФАС рассмотрена жалоба ООО «Челябинский завод коммунального машиностроения» на действия Единой Комиссии Уполномоченного органа по размещению государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Адыгея – Министерства финансов Республики Адыгея (далее – Единя комиссия) в связи с отказом в допуске к участию в аукционе №133-А по лоту №3 на право заключения государственного контракта на поставку техники для государственных и муниципальных нужд Республики Адыгея в 2010.
Единая комиссия отказала заявителю в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, указав в протоколе рассмотрения заявок: «Заявка не соответствует требованиям п. 3.5 раздела 1 «Общие условия проведения аукциона» (Копии учредительных документов представлены не в полном объеме – в заявке на участие в аукционе отсутствуют изменения в учредительные документы).
В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать: «копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц)».
В ходе изучения документов размещения заказа, Комисия УФАС установила, что в составе заявки, заявитель представил выписку из ЕГРЮЛ от 16.07.2010, в строке 1071 которой указано, что 15.01.2010 им представлено в регистрирующий орган заявление об изменении сведений, вносимых в учредительные документы, а в строках 1074-1076 указано, что 22.01.2010 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска выдано свидетельство № 005339106, при этом копия указанного свидетельства, подтверждающего, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц» внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, находится в составе заявки. Заявителем в составе заявки представлен Устав ООО «Челябинский завод коммунального машиностроения» в новой редакции, с отметкой инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Челябинска, о том, что копия верна и указана дата - 22 января 2010 года.
Таким образом, Заявитель представил в составе заявки копию Устава в последней редакции, заверенную инспекцией ФНС РФ по Центральному району г. Челябинска 22.01.2010, а также указанную в выписке из ЕГРЮЛ, копию свидетельства № 005339106 от 22.01.2010, подтверждающую, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.
Исходя из вышеизложенного Единая комиссия необоснованно отказала Заявителю в участии в аукционе сославшись на пункт 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, указав в протоколе рассмотрения заявок, что заявка участника размещения заказа не соответствует требованиям п. 3.5 раздела 1 «Общие условия проведения аукциона» (Копии учредительных документов представлены не в полном объеме – в заявке на участие в аукционе отсутствуют изменения в учредительные документы).
По итогам рассмотрения, жалоба ООО «Челябинский завод коммунального машиностроения» признана обоснованной, а в действиях Единой Комиссии Уполномоченного органа по размещению государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Адыгея признано нарушение части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов. В связи с тем, что контракт был заключен, предписание не выдавалось.

2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В первом полугодии 2011 года, Адыгейским УФАС России проведено 14 проверочных мероприятий, из них 5 внеплановых выездных и 9 камеральных проверок, выдано 1 предписание, которое исполнено в установленные законом сроки.
Основной проблемой, возникающей при проведении внеплановых камеральных проверок – это отсутствие возможности, определенной Законодательством о размещении заказов, приостановления размещения заказа в части не заключения контракта до окончания проведения проверки.
Наиболее часто выявляемые нарушения Закона о размещении заказов в ходе проверочных мероприятий: нарушение порядка размещения государственных и муниципальных заказов (необоснованный отказ (допуск) участников размещения заказа), нарушение должностными лицами порядка заключения государственных и муниципальных контрактов, неправомерное изменение условий исполнения контракта, установление в документации о торгах требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов, отсутствие в реестре контрактов сведений предусмотренных Законом о размещении заказов, а также нарушение сроков направления заказчиками в органы уполномоченные на ведение реестра контрактов сведения о заключении, и исполнении контрактов.
Так, по итогам проведения выездной внеплановых проверо соблюдения администрацией муниципального образования «Теучежский район», администрацией муниципального образования «Кошехабльский район» требований Закона о размещении заказов выявлены нарушения пункта 6 части 2 статьи 18 (в части отсутствия в реестре контрактов сведений о сроке исполнения контракта), пункта 8 части 2 статьи 18 (в части отсутствия в реестре контрактов сведений об исполнении контракта) и части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, (в части не направления заказчиками в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган сведений, предусмотренных частью 2 статьи 18 Закона о размещении заказов.

3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В первом полугодии 2011 года в Адыгейское УФАС России поступило 7 обращений заказчиков о включении юридических лиц (поставщиков) в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых, в реестр недобросовестных поставщиков включены 5 поставщиков.

4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечения к ответственности

За первое полугодие 2011 год Адыгейским УФАС России рассмотрено 118 дел об административном правонарушении, совершенных в сфере размещения заказов, из них прекращено производством 27 дел. Сумма наложенных штрафов составила 746 тысяч рублей.
Наиболее часто совершаемые административные нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа: нарушение порядка размещения заказа (нарушение порядка отбора участников торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт), в том числе необоснованный отказ (допуск) в допуске к участию в торгах, установление Заказчиком в документации о торгах требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов (статья 7.30 КоАП РФ), а также нарушение установленного порядка заключения контрактов, неправомерное изменение условий их исполнения (статья 7.32 КоАП РФ),

5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа
В первом полугодии 2011 года обжаловано два решения Комиссии УФАС России, принятых по итогам рассмотрения жалоб. В результате рассмотрения исковых заявлений в одном случае Решение и предписание Адыгейского УФАС признано Арбитражным судом Республики Адыгея незаконными, а по второму делу в настоящее время решение не вынесено.
12 постановлений об административных наказаниях, вынесенных должностными лицами Адыгейского УФАС России, обжалованы лицами, привлеченными к административной ответственности в судах общей юрисдикции, при этом 3 постановления отменены судами полностью.