Интервью Руководителя ФАС России Игоря Артемьева

Может ли государство обуздать аппетиты нефтяных компаний?

– Игорь Юрьевич, в одном из своих выступлений вы сказали, что стоимость ГСМ в России не должна превышать 20 рублей. У нас на Ямале цены на бензин, по данным Росстата, одни из самых высоких в стране. Например, в Салехарде АИ-95 реализуют по 25 рублей. Как вы это прокомментируете?

– Действительно, по нашим данным, литр бензина в европейской части России должен стоить не больше 20 рублей. В районах Крайнего Севера с учетом логистики цена может быть на несколько рублей дороже. На Чукотке, в Саха (Якутии), Магадан-ской области, Хабаров-ском и Приморском краях стоимость топлива еще выше, чем в вашем округе.

– Значит, вы согласны с мнением, что цены на топливо на Севере высокие из-за проблем с доставкой?

– Действительно, для отдаленных регионов проблема доставки существует. Однако есть аспекты, связанные с монополизмом. Недавно наше Ямало-Ненецкое территориальное управление признало ООО «Газпромнефть-Ноябрьск» нарушившим статью 10 Закона «О защите конкуренции». Злоупотребив доминирующим положением, компания необоснованно завысила цены на бензин и дизельное топливо в Ноябрьске в период с конца ноября 2008 года по конец января 2009-го. В настоящее время решается вопрос о наложении штрафа в размере 1–15 процентов от оборота компании за предыдущий год на рынке, где совершено нарушение.

– Как вы считаете, не являются ли высокие цены на бензин результатом сговора нефтяных компаний?

– Нам понятно их желание заработать. Но надо и меру знать. В условиях, когда цены на мировом рынке упали, когда Правительство России реализовало ряд мер, направленных на поддержку отрасли, предприятия необоснованно поднимают цены внутри страны. Они объясняют это тем, что компенсируют убытки, оттого что недополучили прибыль на внешних рынках. Логика странная. Почему, когда нефть стоила 120 долларов за баррель, они не снижали цены на внутреннем рынке?!

Мы в ФАС считаем, что действия нефтяных компаний наносят вред гражданам, организациям, смежным рынкам, в целом экономике страны, раскручивая инфляцию. Поэтому активно пресекаем незаконные действия по всей стране. В 2008-м уже признали четыре крупнейшие вертикально интегрированные компании –«Роснефть», «Газпромнефть, «ТНК-BP» и «ЛУКОЙЛ» – злоупотребляющими своим доминирующим положением. Общий размер штрафа составил 5,3 миллиарда рублей. В этом году мы вновь возбудили в отношении этих компаний антимонопольные дела. И если мы признаем их вновь нарушившими Закон «О защите конкуренции», то оборотные штрафы для них будут выше, чем в прошлый раз, ведь это уже будет рецидив!

Кроме того, наши территориальные управления по всей стране следят за ситуацией с ценами на нефтепродукты на местных рынках и в случае необходимости возбуждают дела в отношении розничных продавцов бензина. Таких дел по всей стране накопилось уже 46.

– Между тем сегодня многие упрекают антимонопольную службу в бессилии. Дескать, даже штрафы, которые вы выписываете, не помогают. Что вы можете ответить?

– Мы делаем всё возможное, чтобы обуздать аппетиты нефтяных компаний. Но, к сожалению, это длительная процедура. Мы анализируем рынки, возбуждаем дела, потом их рассматриваем с участием нефтяных компаний, выдаем предписания, в том числе и о снижении цен до экономически оправданного уровня. Но в большинстве случаев наши решения и предписания обжалуются в суде. Это приостанавливает их действие.

Тем не менее, как я уже говорил, мы постоянно следим за ситуацией на рынке и в случае необходимости возбуждаем новые дела и накладываем новые оборотные штрафы. Например, в Иркутске выиграли дело против «Роснефти». За злоупотребление доминирующим положением в регионе компания должна заплатить штраф размером почти 230 миллионов рублей.

– Какие нужно принять в России законы, чтобы у антимонопольной службы появились более эффективные меры в отношении нефтяных компаний?

– Сейчас Госдума рассматривает поправки в антимонопольное законодательство. Их называют «второй антимонопольный пакет» законов. В нём, в частности, предусмотрены уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и дисквалификация для нерадивых чиновников за неоднократное нарушение закона. Это значит, что чиновник или топ-менеджер компании по решению суда может быть отстранен от занимаемой должности сроком до трех лет. Мы полагаем, что вкупе с оборотными штрафами это может стать действенной мерой в отношении нарушителей. Одно дело, когда компания платит штраф, пусть и оборотный. И совсем другое дело, когда ты можешь лишиться работы и зарплаты.

Парламент сейчас также рассматривает поправки в Закон «О защите конкуренции», поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс. Кроме того, о чём я уже говорил ранее, законопроекты уточняют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Например, возможность выдачи антимонопольным органом предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции. Также определяются параметры правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий, конкретизируются отдельные положения программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях.

Планируется снизить административное бремя на бизнес – будут повышены пороговые значения активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. Предварительное согласование сделок с ФАС потребуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает семь миллиардов рублей (в настоящее время действует норма три миллиарда) или оборот такого лица превышает десять миллиардов рублей (в настоящее время шесть миллиардов).

– Игорь Юрьевич, сейчас всё чаще говорят о том, что свободный рынок не оправдал себя. Государство должно контролировать ценообразование продуктов и товаров народного потребления. В том числе цены на топливо. А вы как считаете?

– Госрегулирование цен мы уже проходили, и результат известен. Нет необходимости наступать на те же грабли еще раз. Нужно просто усилить антимонопольное регулирование и применять другие законные методы сдерживания роста цен.

В настоящее время ФАС контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на всех рынках, а также законодательства о рекламе и о естественных монополиях. Очень много жалоб приходит на нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Кроме того, в 2008 году наша служба стала органом, ответственным за контроль за размещением иностранных инвестиций в стратегических отраслях экономики. Так что без дела сидеть не приходится.

Официальный сайт ФАС России