О ситуации на рынке нефтепродуктов Республики Адыгея в 1 квартале 2009

Основным поставщиком нефтепродуктов в Республику Адыгея в 1 первом квартале 2009 года, как и в предыдущие периоды оставалось ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в лице Майкопской и Энемской нефтебаз ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт».
Обе нефтебазы осуществляли поставки на территории нескольких муниципальных образований. Так, Энемская нефтебаза осуществляла поставки нефтепродуктов в границах трех муниципальных образований Республики Адыгея: Тахтамукайского, Теучежского районов и г. Адыгейска, а также на территорию Краснодарского края.
Майкопская нефтебаза ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», поставляла нефтепродукты на территории пяти муниципальных образований Республики Адыгея: г. Майкопа, Кошехабльского, Гиагинского, Майкопского, Красногвардейского районов, а также в прилегающие к Республике Адыгея районы Краснодарского края.
Республика Адыгея, как и ранее, в 1 квартале 2009 года оставалась в зоне высококонцентрированных рынков нефтепродуктов. В оптовом и розничном сегментах рынка нефтепродуктов, как и в предыдущие годы, доминировала НК «ЛУКОЙЛ», его доля составляла более 50 процентов
Анализ сложившейся ситуации с ценами на нефтепродукты с начала 2009 года показывает, что по имеющейся в Адыгейском УФАС России информации, получаемой по еженедельному мониторингу, цены на нефтепродукты до середины января оставалась стабильными по всем поставщикам нефтепродуктов. С 22 января 2009 года наблюдается изменение оптовых цен по основному поставщику ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». При этом, снижение цен наблюдалось по Нормаль -80 на 100 руб., Регуляр ЕВРО-92 на 1500, дизтопливо на 550 руб. По Премиум ЕВРО-95 повышение на на 100 руб.
В феврале наблюдается повышение оптовых цен по всем маркам нефтепродуктов.
В марте месяце оптовые цены на А-80 оставались на одном уровне, 16800 руб.за тонну. По АИ-92 наблюдалось повышение цен на 350 руб. за месяц. Наоборот, по АИ-95 и дизельному топливу оптовые цены снизились на 200 руб. и на 1350 соответственно.
Таким образом, в 1 квартале 2009 года оптовые цены повысились по А-80 на 1800 руб. (12%), АИ-92 на 2000 руб. (12%), дизтопливу на 1100 руб. (7,2%), по АИ-95 снижены цены на 1400 руб.(6,3%).
По розничному рынку нефтепродуктов ситуация с ценами на нефтепродукты выглядит следующим образом:
В январе месяце розничные цены у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», оставались стабильными, без изменений и составляли, в руб./л:
-Нормаль -80 - 16,50
-Регуляр ЕВРО-92 - 20,10
-Премиум ЕВРО-95 – 22,50
-Дизтопливо - 20,20.
У остальных розничных поставщиков цены также оставались без изменений, за исключением ООО «ГПОЙЛ», у которого с 11.01.2009 наблюдалось снижение по всем видам нефтепродуктов, и которое составило: А-80 на 35 коп./л. или 2,2%, АИ-92 на 90 коп. или 4,5%, АИ-95 на 35 коп. или 1,6%, дизтопливо на 1 руб. или 5%.
С начала февраля произошло снижение розничных цен у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и оно составило по маркам нефтепродуктов: А-80 на 1,2%, АИ-92 на 1,5%, АИ-95 на 0,9%, дизтопливо на 1,5%.
Снижение также произошло у ООО «Маф», ООО «Дон» по всем маркам нефтепродуктов, ООО «Агроинтер» по АИ-95. Повышение наблюдалось у ООО «Агроинтер» по АИ-92 на 40 коп.
В марте также наблюдалось снижение цен по части хозяйствующих субъектов, в том числе:
ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», А-76 на 20 коп. (1,2%), АИ-92 на 40 коп (2%), АИ-95 на 60 коп. (2,7%), дизтопливо на 40 коп. (2%);
ООО «Маф», А-76 на 20 коп. (1,2%), АИ-92 на 40 коп (2%), дизтопливо на 40 коп. (2%);
ООО «Дон», А-76 на 25 коп. (1,5%), АИ-92 на 45 коп (2,3%), АИ-95 на 65 коп. (3,0%), дизтопливо на 45 коп. (2,3%):
ООО «Агроинтер», ООО «Стройтрансервис» цены в марте оставались без изменения;
ООО «Салют», А-76 на 10 коп. (0,6%), АИ-92 на 60 коп (3,1%), АИ-95 на 10 коп. (0,5%), дизтопливо на 10 коп. (0,5%).
По ООО «ГПОЙЛ» наблюдалось повышение цен по всем видам нефтепродуктов, в том числе, А-80 на 10 коп (0,6%), АИ-92 в первой декаде повышение на 60 коп., а затем в последней декаде снижение на 50 коп.
Таким образом, снижение розничных цен за 1 квартал 2009 года составило по основному поставщику ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» по видам нефтепродуктов, А-80 на 40 коп. 2,5%, АИ-92 на 70 коп. 3,5%, АИ-95 на 80 коп. 3,6%, дизтопливо на 70 коп. 3,5% и индексы цен за 1 квартал 2009 года по обществу составли, в %:
Оптовые (%) Розничные (%)

-Нормаль -80 - 112,00 97,57
-Регуляр ЕВРО-92 - 111,98 96,52
-Премиум ЕВРО-95 – 93,75 96,44
-Дизтопливо - 107,24 96,53

Анализируя ситуацию с ценами по ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», следует отметить, что оптовые цены росли, вместе с тем, розничные цены снижались.
Данный факт можно предположить был связан с тем, что показатели маржи участников рынка нефтепродуктов был взят под контроль ФАС России, в связи с чем, нефтяные компании, с целью сокращения размера маржи, стали повышать оптовые цены. Данная ситуация подтверждается тем, что пиковые размеры маржи, как видно из приложения 1, приходятся на18.01.2009 года, а с 25.01.2009 наблюдается повышение оптовых цен, при неизменных розничных, и, тем самым начало незначительного снижения размера маржи. К концу 1 квартала 2009 года размеры розничной маржи по ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» снизились по видам нефтепродуктов:
-А- 80, с 5,78 до 3,42;
-АИ-92, с 8,94 до 5,00;
-АИ-95, с 5,56 до 5,53;
-дизтопливо, с 8,44 до 5,81.

Изменение розничных цен за 1 квартал 2009 годы по другим участникам рынка нефтепродуктов следующее:
ООО «Маф», снижение А-76 на 50 коп. (3,0%), АИ-92 на 80 коп (4%), дизтопливо на 80 коп. (4%);
ООО «Дон», снижение А-76 на 35 коп. (2,2%), АИ-92 на 65 коп (3,3%), АИ-95 на 75 коп. (3,4%), дизтопливо на 65 коп. (3,3%):
ООО «Агроинтер», А-76 и АИ-92 и дизтопливо цены не менялись, АИ-95 снижение на 60 коп. (3%),
ООО «Стройтрансервис», А-76, АИ-92, АИ-95 цены не менялись, дизтопливо снижение на 30 коп (1,6%);
ООО «Салют», повышение А-76 на 20 коп. (1,2%), АИ-95 на 60 коп. (2,8%), дизтопливо на 90 коп. (5%).
ООО «ГПОЙЛ» снижение А-76 на 25 коп (1,5%), АИ-92 на 80 коп.(4%), АИ-95 на 75 коп. (3,4%), дизтопливо на 90 коп. (4,5%).
В 1 квартале 2009 года жалоб и обращений в Управление по вопросам ситуации на рынке нефтепродуктов, в том числе, и по вопросам ценообразования, не поступало.
Для сведения сообщаем, что в 1 квартале 2009 года Управлением была проведена камеральная проверка по проверке соблюдения ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в ходе которого было выявлено, что по всем маркам нефтепродуктов наблюдалось опережение темпов снижения оптовых цен в сравнении с темпами снижения розничных в 2,5-3,5 раза. Анализ величин удельной розничной надбавки (розничной маржи) показал, что в период, с августа по середину января наблюдался устойчивый рост розничной надбавки, и на 18 января ее уровень достиг максимальных величин. С середины января у общества начинается снижение размера розничной маржи, путем повышения оптовых цен, с незначительными периодическими снижениями розничных цен. Это тенденция сохраняется до конца первого квартала 2009 года.
Вместе с тем, наличия признаков установления монопольно высоких цен Управлением не выявлено. Признаков соглашений и согласованных действий также не выявлено.
Также, в рамках информационного письма начальника Управления контроля ТЭК ФАС России от 1 апреля 2009 года, руководителем Адыгейского УФАС России доведена до Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Адыгея информация о готовящемся проекте Правительства Российской Федерации «О соглашениях между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным производителям», а также. позиции ФАС России по данному вопросу.
Нарушений антимонопольного законодательства в отчетный период на рынке нефтепродуктов не выявлено.