• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Мотор экономики

Мотор экономики

Ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий, является политика в области конкуренции. Она направлена на создание условий для состязательности фирм и компаний, их модернизации, повышение эффективности всей экономики и тем самым на рост качества жизни наших людей. Партию первой скрипки по контролю, предусмотренному антимонопольным законодательством, играет в республике управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея. Сегодняшний наш разговор с руководителем Адыгейского УФАС А.К.КУБАШИЧЕВЫМ.

Прибыльный фактор

— Аслан Капланович, дайте краткую характеристику состоянию конкурентной среды в экономике республики и назовите основные угрозы ее дальнейшему развитию.
— Отмечу, прежде всего, что конкурентная среда — это совокупность факторов, определяющих возможность получения прибыли для предприятий. Состояние конкурентной среды, как в целом по стране, так и по нашей республике, в настоящий момент характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, налоговой политики, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Препятствием для развития конкуренции является и несоответствие потребностям бизнеса темпов и качества развития инфраструктуры. А неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности всех наших компаний и на внутреннем, и на внешнем рынках.
— Чтобы читателям стало понятнее, проиллюстрируйте эти тезисы реальными итогами работы управления, скажем, за прошлый год.
— Охотно это сделаю. В 2008 году наше управление осуществляло профильный контроль по всем направлениям, а приоритетными для нас стали проверки деятельности субъектов естественных монополий, контроль в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также законодательства о рекламе. При этом особое внимание мы уделили рассмотрению жалоб и обращений на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, со стороны хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей. В фокусе нашей деятельности были также органы исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции, что негативно влияет на развитие экономики.
В целом за прошлый год рассмотрено 61 обращение, по 18 обращениям были возбуждены дела. Интересная деталь: в большинстве заявлений, а именно в 42, нарушений не выявлено. В нашей профилактической работе, направленной на предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, мы выдали предприятиям и фирмам 41 предписание.
Наши специалисты провели анализ таких товарных рынков, как рынок услуг по управлению многоквартирными домами, оптового и розничного рынков бензина и дизельного топлива, а также электрической энергии, лекарств, кирпича, нерудных материалов и даже услуг по доступу к сети Интернет.

Чиновничий барьер

— Удивительно, но часто сама власть нарушает антимонопольное законодательство и тем самым сдерживает развитие конкуренции.
— Да, это так. А вот и подтверждение: в прошлом году нами было рассмотрено 47 дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере размещения государственного и муниципального заказов, по 37 делам вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму более одного миллиона рублей. Самые типичные нарушения касаются сроков опубликования в СМИ сообщений о конкурсах по госзаказу, а также размещения на официальном сайте в сети Интернет протоколов комиссий. Кроме того, часто нарушаются сроки подписания контракта. На действия заказчиков и уполномоченных органов по размещению государственных и муниципальных заказов, а также в адрес созданных конкурсных, аукционных, котировочных комиссий поступило 11 жалоб. Их анализ показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов являются требования, не предусмотренные законом, а также необоснованный отказ потенциальным участникам. Любопытная деталь: многие муниципальные чиновники оштрафованы нами за нарушения закона о госзаказе при покупке служебных авто.
В наши сети попадалась и «крупная рыба»: было выявлено три нарушения, допущенных субъектами естественных и локальных монополий в сферах электроэнергетики и теплоэнергетики. Было пресечено картельное соглашение между хозяйствующими субъектами и страховой организацией, ограничивающее конкуренцию. Им выданы постановления о наложении штрафов на общую сумму более 50 тысяч рублей.
Наконец, в прошлом году было рассмотрено 17 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями федерального закона «О рекламе», возбуждены 10 дел об административных правонарушениях, из них 5 — в связи с распространением ненадлежащей рекламы финансовых услуг. В частности, о предоставлении кредитов без указания всех условий, влияющих на их стоимость.
Пожалуй, одним из самых громких стало дело о незаконном использовании товарных знаков известных торговых фирм. Нами были оштрафованы 14 автозаправок, которые в своем названии использовали известные имена фирм с незначительными изменениями в написании. Кроме всего прочего, Адыгейским УФАС был пополнен реестр недобросовестных поставщиков.
Первые итоги текущего года характеризуются теми же тенденциями, что и прежде. Особенность заключается в том, что в условиях кризиса ужесточаются требования к соблюдению законов. Другой особенностью является реализация комплекса мер по предупреждению коррупции. О результатах в этих направлениях готовы поделиться с читателями по итогам первого полугодия.
— А что делается для того, чтобы поставить развитие конкурентной среды под контроль общественности?
— Чтобы укрепить и развить формы взаимодействия с институтами гражданского общества, Федеральная антимонопольная служба при территориальных управлениях соз¬дала общественно-консультативные советы. Создан такой совещательный орган и у нас. В его состав вошли представители предпринимательских союзов, общественных объединений и науки. В условиях кризиса роль и значение общественно-консультативного совета многократно возросли. Я считаю, что совет сможет поставить под общественный контроль все факты нарушений антимонопольного законодательства и картельных сговоров участников товарного рынка. Чтобы уйти от формализма, мы решили создавать рабочие группы и комиссии по мониторингу ситуации и разработке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики не вообще, а только под конкретные проекты и проверки.
Мы провели уже два заседания совета и утвердили план действий на все кварталы нынешнего года. В частности, во втором квартале совет проанализирует вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности. В третьем квартале в центре нашего внимания будут проблемы технологиче¬ского присоединения субъектов бизнеса к электрическим сетям. В конце года мы обратимся к проблемам развития конкуренции на рынке продовольственных товаров республики. Однако самым существенным станет вклад общественно-консультативного совета в региональную программу развития конкуренции.

Бонус под прилавком

— Об этом, пожалуйста, поподробнее.
— В прошлом году была принята программа по развитию конкуренции в РФ на 2008—2012 годы. Этот объемный документ не только содержит характеристику конкурент¬ной среды нашей страны, но и предлагает целый набор инструментов по развитию конкуренции. Федеральная антимонопольная служба России разработала план мероприятий по реализации этой программы. Он содержит как общие, так и конкретные меры по снижению административных барьеров.
Важнейшим пунктом этого документа является развитие региональной конкурентной политики. Он предписывает разработку и принятие региональных программ развития конкуренции. Кабинет министров республики уже приступил к разработке такой программы. Республика у нас аграрная, а потому есть свои особенности развития конкурентной среды. Я полагаю, что в этом документе должны быть учтены такие детали, как доступ продукции пищевых и перерабатывающих предприятий республики на полки крупных торговых сетей, исключая такой коррупционный и антимонопольный механизм, как бонусы. Обязательным разделом республиканской программы, на мой взгляд, должны стать инструменты по доступу малого бизнеса к государственным закупкам.
Еще одна особенность — это развитие рекламного бизнеса. Рекламы у нас в республике сравнительно мало, а вот нарушений рекламного законодательства много. Считаю, что нужно предусмотреть соз¬дание экспертной службы, чтобы исключить рекламу, оскорб¬ляющую эстетические чувства и нарушающую этические нормы людей. Можно также предусмотреть пункт о добросовестной конкуренции субъектов рекламного бизнеса. Кстати сказать, товарищества собственников жилья могли бы также неплохо зарабатывать на рекламе, но для этого нужны соответствующие регламенты по предоставлению стен жилых домов под рекламные баннеры.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что развитию конкурентной среды в нашей стране уделяется большое внимание. Недавно разработан и принят второй пакет антимонопольных законов, который направлен на предупреждение и пресечение картельных соглашений и ценовых сговоров. Ужесточаются и санкции к нарушителям антимонопольного законодательства. Уже ясно, что такая мера, как штраф в размере 15 процентов с оборота, для некоторых нарушителей законодательства мала, а потому сейчас готовятся поправки в Уголовный кодекс, которые станут рассматривать нарушение антимонопольного законодательства как мошенничество. Соответственно и наказание для руководителей фирм-нарушителей — два года дисквалификации и даже лишение свободы. Уверен, что специалисты нашего управления, члены общественно-консультативного совета внесут в республиканскую программу развития конкуренции свою весомую лепту, которая поспособствует развитию конкурентоспособного товарного рынка республики и устранит препятствия на его пути.

                                                                                                                                               В.Сальников