Разъяснения по новой редакции ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 195-ФЗ от 08.11.2008 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»)

Разъяснения по новой редакции ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 195-ФЗ от 08.11.2008 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»

11 ноября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон о внесении изменений), подготовленный при непосредственном участии ФАС России.

В целях единообразного применения антимонопольными органами положений указанного закона ФАС России считает необходимым обратить внимание территориальных органов на следующее.

I. Закон о внесении изменений вносит изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), закрепляющие возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве оперативного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, помимо случаев предоставления прав на такое имущество на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу, также в случае:
предоставления указанных прав на имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений);
передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Одновременно Закон о внесении изменений предусматривает, что до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных в настоящей части договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

В связи с этим в случае, если антимонопольным органом были возбуждены дела в отношении органов государственной власти или органов местного самоуправления по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении на новый срок без проведения торгов договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, заключенных до 1 июля 2008 года, то такие дела подлежат прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

II. В соответствии со статьей 1 Закона о внесении изменений часть 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции изложена в новой редакции.
Согласно внесенным изменениям финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
2) соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;
3) соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;
4) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;
5) соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;
6) соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, непредусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;
7) соглашений, являющихся предварительными договорами.

При применении указанных положений территориальным органам ФАС России необходимо учитывать следующее.

1. Закон о защите конкуренции устанавливает обязанность финансовых организаций направлять уведомления о соглашениях, достигнутых между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обязанность финансовых организаций направлять уведомления о соглашениях, достигнутых с органами местного самоуправления и любыми организациями, не являющимися финансовыми в понимании Закона о защите конкуренции, с 11.11.2008 отменена.

2. В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации не обязаны направлять уведомления о достигнутых между ними соглашениях, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого, в случае если стоимость активов любой из финансовых организаций, достигших соглашения, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, то финансовые организации обязаны направить уведомление о соглашении при условии, что такое соглашение не подпадает под иные исключения, предусмотренные пунктами 2-7 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.
При этом в данном случае обязанность по направлению уведомления о соглашении должна быть исполнена каждой финансовой организацией вне зависимости от того, стоимость активов какой из организаций превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.
В то же время само уведомление может быть представлено в антимонопольный орган от лица финансовых организаций общим представителем, имеющим надлежащим образом оформленную доверенность или иное письменное доказательство полномочий по представлению уведомления.
Данная возможность предусмотрена пунктом 3.28 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, утвержденного приказом ФАС России от 31.10.2007 № 356.
Одновременно обращаем внимание, что обязанность направлять уведомления о соглашениях между финансовыми организациями зависит от размера активов каждой из них, а не совокупной доли на товарном рынке, как это было предусмотрено пунктом 1 части 9 статьи Закона о защите конкуренции в предыдущей редакции.
В связи с этим нормативы совокупной доли, установленные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 № 334 и пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 № 335, не могут применяться в целях установления наличия либо отсутствия обязанности направлять уведомления о соглашениях после 11.11.2008.
В настоящее время величины активов, предусмотренные пунктом 1 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции в действующей редакции, Правительством Российской Федерации не определены.
Учитывая изложенное, до момента вступления в силу соответствующего постановления Правительства Российской Федерации финансовые организации вправе направить уведомления о достигнутых между ними соглашениях вне зависимости от размера их активов.

3. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 35 Закона защите конкуренции финансовые организации не обязаны направлять уведомления о достигнутых между ними соглашениях, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам.
К указанной категории не могут быть отнесены, в частности, соглашения о сотрудничестве между кредитными и страховыми организациями, определяющие порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков банка, а также направленные на продвижение страховых продуктов иным клиентам кредитных организаций, лизинговых компаний и т.п.
Обращаем внимание, что предусмотренное пунктом 2 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции исключение распространяется на соглашения, достигнутые именно между финансовыми организациями.
Соответственно, обязанность по направлению уведомления о соглашении, достигнутом с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должна быть исполнена финансовой организацией вне зависимости от того, связано ли соглашение с оказанием финансовых услуг третьим лицам или нет (за исключением случаев, когда такое соглашение относится к исключениям, предусмотренным пунктами 1 и 3-7 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции).

4. Согласно пункту 4 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции к числу исключений относятся соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности.
При применении данного пункта необходимо руководствоваться разъяснениями, направленными территориальным органам ФАС России письмом от 29.12.2007 № ИА/26443.

5. Пунктом 6 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовые организации не обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления о соглашениях об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, если финансовая организация достигла соглашения об изменении указанных условий ранее достигнутого соглашения, она обязана направить уведомление о таком соглашении при условии, что такое соглашение не подпадает под иные исключения, предусмотренные пунктами 1-5, 7 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

6. Согласно пункту 7 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции к числу исключений относятся соглашения, являющихся предварительными договорами.
При применении данного исключения необходимо руководствоваться понятием предварительного договора, предусмотренным статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.

III. Статьей 1 Закона о внесении изменений пункт 3 части 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции был признан утратившим силу.
В связи с этим на основании пунктов 1 и 2 части 10 указанной статьи к уведомлению о соглашении финансовой организации должны быть приложены только копия соглашения в письменной форме с приложениями и сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности.

При этом обращаем внимание, что по смыслу пункта 2 части 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции к уведомлению о соглашении финансовой организации необходимо прилагать сведения об основных видах деятельности и доходах от основных видов деятельности лиц, являющихся финансовыми организациями.
Соответственно при направлении уведомления о соглашении с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представление сведений об основных видах деятельности и доходах от основных видов деятельности таких органов не требуется.
IV. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о внесении изменений финансовые организации, не направившие в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона о внесении изменений) в антимонопольный орган уведомлений о соглашениях, достигнутых до дня вступления в силу Закона о внесении изменений, если обязанность уведомлять о таких соглашениях предусмотрена частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции (в редакции Закона о внесении изменений), должны направить в антимонопольный орган соответствующие уведомления в течение девяти месяцев со дня вступления в силу Закона о внесении изменений.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о внесении изменений уведомления об указанных в части 1 данной статьи соглашениях, направленные финансовыми организациями в антимонопольный орган в срок, установленный частью 1 данной статьи, считаются направленными с соблюдением сроков, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Часть 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает административную ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством порядка и сроков подачи уведомлений.

В связи с вступлением в силу Закона о внесении изменений финансовые организации освобождены от обязанности направлять уведомления об отдельных категориях соглашений, о которых ранее необходимо было уведомить антимонопольный орган. В частности, к таким соглашениям относятся соглашения с органами местного самоуправления и любыми организациями, не являющимися финансовыми.
Кроме того, из содержания части 1 статьи 2 Закона о внесении изменений следует, что финансовым организациям, достигшим до 11.11.2008 соглашений, о которых необходимо направлять уведомления по Закону о защите конкуренции как в предыдущей, так и в действующей редакции, и не направившим уведомления о таких соглашениях, предоставляется возможность исполнить обязанность по направлению уведомлений в течение девяти месяцев со дня вступления в силу Закона о внесении изменений.

Поэтому в данном случае дело об административном правонарушении может быть возбуждено, если обязанность по направлению уведомления о достижении такого соглашения не исполнена или исполнена с нарушением сроков подачи уведомления после истечения девяти месяцев со дня вступления в силу Закона о внесении изменений. При этом срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения начнет течь с 12 августа 2009 г.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в случае отсутствия состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП).
Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях, возбужденных в связи с непредставлением или нарушением сроков представления уведомлений о соглашениях, о которых ранее необходимо было уведомить антимонопольный орган, но с принятием Закона о внесении изменений такая обязанность исключена, а также возбужденных в связи с непредставлением или нарушением сроков представления уведомлений о соглашениях, о которых необходимо направлять уведомления как по предыдущей, так и по действующей редакции части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, подлежат прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, территориальным органам ФАС России не следует также обжаловать судебные решения об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях, обусловленные Законом о внесении изменений.

Одновременно обращаем внимание, что уведомления о соглашениях, которые были достигнуты после вступления в силу Закона о внесении изменений и о которых необходимо направлять уведомления в соответствии с Законом о защите конкуренции в редакции, вступившей в силу с 11 ноября 2008 г., должны быть направлены в антимонопольный орган в срок, установленный частью 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции, то есть в течение пятнадцати дней с даты достижения соглашений.

Непредставление таких соглашений в срок, установленный частью 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции, влечет административную ответственность в соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП.