Деятельность антимонопольных регуляторов России и КНР направлена на развитие конкуренции и создание справедливой рыночной среды

Заместитель руководителя российского антимонопольного ведомства Андрей Цыганов принял участие в X Международном форуме КНР по справедливой конкурентной политике

Замглавы службы в своем докладе отметил высокий уровень стратегического взаимодействия в российско-китайских отношениях, в частности между антимонопольными органами обеих стран, которое поступательно развивается с 1996 года.[1] В целях укрепления партнерства между странами в 2022 году было заключено новое межправительственное соглашение, которое послужило основой для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества.

Важным направлением взаимодействия стран является совместная деятельность при расследовании дел о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации, влияющих на состояние конкуренции в России и КНР. Также стороны обмениваются мнениями по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения.

Антимонопольные органы России и КНР на постоянной основе внедряют в свою работу механизмы «мягкого права», готовят рекомендации и разъяснения по антимонопольному регулированию в различных секторах экономики и снижают регуляторную нагрузку на бизнес. В качестве примера Андрей Цыганов привел разработанные ФАС России во взаимодействии с бизнес-сообществом Принципы взаимодействия участников цифровых рынков, а также разъяснения для предприятий по платформенной экономике, выпущенные Государственной администрацией КНР по регулированию рынков.

Ведомства обеих стран уделяют большое внимание внедрению механизма антимонопольного комплаенса. В России этот механизм был установлен на законодательном уровне в марте 2020 года[2], и с каждым годом качество подготовки актов об антимонопольном комплаенсе растет. Так, за последние три года количество согласованных актов увеличилось вдвое.

В КНР в 2022 году вступили в силу «Меры по управлению комплаенсом для предприятий центрального подчинения КНР». Этот документ установил основные требования к руководству и персоналу по выполнению своих обязанностей в соответствии с положениями национальных законов, в том числе в сфере защиты и развития конкуренции.

Также антимонопольные органы обеих стран совместно проводят совещания и семинары по актуальным тематикам. В частности, в июле 2023 года на базе Посольства КНР в Москве состоялась встреча с представителями китайского бизнеса, осуществляющими свою деятельность в России. Ее целью было разъяснение полномочий ФАС России, а также специфики российского антимонопольного и рекламного законодательства и требований к иностранному инвестированию.

Помимо этого, продолжается успешное сотрудничество в рамках БРИКС, в частности в рамках Координационного комитета БРИКС по антимонопольной политике и Рабочих групп БРИКС по исследованию проблем конкуренции на социально значимых рынках. Среди примеров совместного взаимодействия можно выделить подготовку ряда докладов конкурентных ведомств БРИКС по вопросам регулирования конкуренции на продовольственных, цифровых и автомобильных рынках и разработку Модельных рекомендаций по применению механизма отказа от конфиденциальности (вейвера) при рассмотрении сделок экономической концентрации в странах БРИКС. Это позволяет антимонопольным регуляторам объединения со всей полнотой обсуждать сделки, подходы к их оценке и обмениваться необходимой информацией.

Андрей Цыганов также напомнил о таком ключевом механизме взаимодействия в формате БРИКС как Конференция по конкуренции, которая проходит каждые два года поочередно в каждой из стран БРИКС. Следующее мероприятие состоится 11-13 октября 2023 года в Дели (Индия). Сотрудничество конкурентных ведомств БРИКС становится особенно значимым в свете принятого решения о приглашении шести новых стран в качестве полноправных членов БРИКС.

Антимонопольные органы России и КНР активно взаимодействуют на площадке ЮНКТАД. В частности, при поддержке, в том числе, конкурентного ведомства КНР в 2020 году вопрос о борьбе с трансграничными картелями был закреплен в качестве приоритетного направления работы ЮНКТАД на последующие пять лет. Помимо этого, была создана Рабочая группа по трансграничным картелям, в состав которой вошли более 50 стран-членов ООН. В рамках Рабочей группы ведется работа по обмену опытом при расследовании таких картелей в целях систематизации и усовершенствовании механизмов международного сотрудничества в этой сфере.

В завершение выступления замглавы ФАС России отметил положительное влияние взаимовыгодного партнёрства между конкурентными органами России и Китая на повышение качества правоприменительной деятельности государств и укрепление сотрудничества с учетом условий глобализации и цифровизации.

Адыгейское УФАС России