Решение по жалобе Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

РЕШЕНИЕ

по делу № 001/06/31-401/2022 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

12 августа 2022 года                                                                         г. Майкоп

Резолютивная часть оглашена: 12.08.2022

Решение в полном объеме изготовлено: 12.08.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС – <…>, вр.и.о. руководителя; членов Комиссии УФАС: <…>, главного специалиста-эксперта; <…>, ведущего специалиста-эксперта, с участием представителей заявителя – Адыгейского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее – Заявитель) <…> и <…> (доверенность 12.08.2022), рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении заказчиком – Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Майкопский государственный технологический университет» (далее – Заказчик) электронного аукциона на выполнение работ по установке системы экстренного речевого оповещения о чрезвычайных ситуациях в зданиях ФГБОУ ВО "МГТУ" (извещение №0376100002722000014) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) 08.08.2022 поступила жалоба Заявителя, в которой указано:

1. Заказчиком ограничено число участников закупки установлением лицензионных требований к видам работ, отсутствующим в извещении.

2. Заказчиком нарушены нормативы регламентирующих документов ГОСТ 59639-2021 и СП 133.13330.2012.

3. Заказчиком установлено требование гарантийного срока на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на Объекте – 5 лет, что противоречит законодательству.

На основании изложенного Заявитель просит обязать Заказчика устранить допущенные нарушения и привести извещение о закупке в соответствие с законодательством РФ.

Заказчик представил возражение на жалобу (исх. №01-У-3269/15 от 11.08.2022), в котором просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 29.07.2022 размещено извещение о проведении Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 154 588,20 руб.

  1. Довод Заявителя об ограничении Заказчиком числа участников закупки установлением лицензионных требований не нашел своего подтверждения.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

С 01.03.2022 вступила в силу новая редакция «Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень), являющегося Приложением к «Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128.

Пункты 5 и 6 Перечня теперь содержат следующие виды работ:

«5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

Данные требования указаны в извещении о проведении Аукциона в разделе «Требования к участникам» и в приложении к извещению «IV. Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению».

Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчик обоснованно установил перечень работ в требовании к участникам закупки о наличии лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (или в выписке из реестра лицензий) на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждается письмом Главного управления МЧС России по Республике Адыгея от 10.08.2022 № ИВ-220-2748.

Часть довода об отсутствии в проекте по установке системы экстренного речевого оповещения о чрезвычайных ситуациях в зданиях ФГБОУ ВО «МГТУ» функциональной схемы сопряжения с оборудованием пожарной сигнализации, схем электрических подключений к пожарной сигнализации и плана расположения зон контроля пожарной сигнализации, по мнению Комиссии УФАС, также является необоснованной, так как данная информация, в соответствии с письменным разъяснением Заказчика, указана в Рабочей документации.

         2. В части жалобы о нарушении нормативов регламентирующих документов ГОСТ Р 59639-2021 и СП 133.13330.2012, Комиссия УФАС отмечает следующее.

Пункт 4.7 ГОСТ Р 59639-2021 (далее – ГОСТ) содержит: «При проектировании СОУЭ необходимо учитывать распространение звуковых волн в защищаемом(ых) помещении(ях) с учетом:

- уровня (мощности) звукового давления, применяемого пожарного звукового или речевого оповещателя, измеряемого в дБА;

- уровня звука постоянного (фонового) шума в помещении;

- наличия препятствий для распространения звуковых волн между абонентом и пожарным оповещателем (двери, стеллажи, оборудование, предметы мебели и т.д.);

- объемно-планировочных решений помещения».

В своем доводе Заявитель указывает, что данная информация отсутствует в проекте. Однако, вышеназванный ГОСТ не обязывает к размещению данной информации в проектной документации. Кроме того, Заявителем не представлены доказательства, что проект «Система экстренного речевого оповещения о чрезвычайных ситуациях» НТ 28-01/03-022-ЭО выполнен без учета показателей пункта 4.7 ГОСТа.

Пункты 6.8 и 6.9 Свода правил «СП 133.13330.2012. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования», а также справочное Приложение «А» «Упрощенный расчет числа громкоговорителей в системах оповещения» исключены из документа с 18.10.2017 (Изменение №1, утвержденное Приказом Минстроя России от 17.04.2017 № 712/п).

В связи с вышеизложенным Комиссия УФАС сделала вывод о необоснованности данного довода жалобы.

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Заказчик в Приложении «II. Описание объекта закупки» указал требования по сроку гарантий качества на результаты работ: «гарантийный срок на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начинается с даты подписания документов о приемке и устанавливается на 5 (пять) лет».

Статья 5 «Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)» Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 230-1 «О защите прав потребителей» содержит пункт 7: «Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом».

Соответственно, Заказчик не нарушает законодательство, устанавливая в проекте контракта гарантийный срок, превышающий сроки гарантии, определенные производителями оборудования, участвующего в монтаже системы оповещения.

Основываясь на вышеизложенном, Комиссия УФАС считает данный довод необоснованным.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

         Признать жалобу Адыгейского регионального отделения ВДПО необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.