Решение по жалобе ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

РЕШЕНИЕ

по делу №001/06/31-367/2022 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

02 августа 2022 года                                                                           г. Майкоп

Резолютивная часть оглашена: 01.08.2022

Решение в полном объеме изготовлено: 02.08.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: заместителя председателя Комиссии УФАС – <…>, начальника отдела; членов Комиссии УФАС: <…>, главного специалиста-эксперта; <…>, ведущего специалиста-эксперта, с участием представителей: заказчика – государственного казенного учреждения Республики Адыгея «Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» (далее – Заказчик) <…> (доверенность №19 от 01.08.2022) и <…>(доверенность №18 от 01.08.2022); заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ТСКОМ-ПРОЕКТ» (далее – Заявитель) <…> (доверенность №2 от 17.05.2022), рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения и закупочной документации электронного аукциона на поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Адыгея (извещение №0176200005522001079) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) 28.07.2022 поступила жалоба Заявителя, согласно которой:

1. Проект контракта содержит незаконное и необоснованное требование о наличии у исполнителя лицензии ФСБ.

2. При описании объекта закупки Заказчик не приложил проектно-сметную документацию.

3. Заказчик необоснованно укрупнил лот путем смешения рынков модернизации РАСЦО, оказания услуг связи и оказания услуг криптографической защиты информации.

4. Техническое задание противоречит ГОСТ и нормативным актам.

5. Заказчик нарушил статью 33 Закона о контрактной системе, а именно: не установил показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

6. Техническое задание ставит исполнимость контракта в зависимость от третьих лиц.

На основании изложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

Заказчик представил возражение на жалобу (исх. №209 от 29.07.2022), в котором просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 21.07.2022 размещено извещение о проведении Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 18 725 000, 00 руб.

Источник финансирования – средства республиканского бюджета Республики Адыгея.

1.  В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Требование к Исполнителю, предъявляемое Заказчиком в части наличия лицензии ФСБ России регламентировано «Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №313,  и приложением к нему – «Перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств».

В пункте 13 Перечня содержится: Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем. Данные виды работ относятся к объекту закупки Заказчика.

Требование о наличии лицензии ФСБ у участника закупки, указанное в Приложении к извещению об Аукционе, обусловлено наличием в составе оборудования, входящего в перечень поставки, средств криптографической защиты пункта управления и оконечного оборудования, а также требованиями к информационной безопасности, определенными в пункте 5.6 Описания объекта закупки.

Исходя из письменного возражения Заказчика на жалобу Комиссия УФАС установила, что решение о наличии лицензии ФСБ у участников закупки принято Заказчиком на основании законодательных актов и с учетом актуальных условий, сложившихся с началом специальной военной операции и резкой активизацией попыток проникновения и взлома в информационные системы.

Комиссия УФАС считает, что, учитывая объективную необходимость создания РАСЦО в сжатые сроки, осознавая важность данной информационной системы в целях обеспечения жизнедеятельности населения Республики Адыгея, а также то, что техническое задание по контракту тесно и неразрывно взаимосвязано, работы по установке защиты информации являются частью объекта закупки, следовательно, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.

2. Во втором доводе Заявитель указывает, что Заказчик не исполнил решение Адыгейского УФАС №001/06/31-284/2022 от 30.06.2022, где указано, что «отсутствие проектно-сметной документации не позволяет определить объем работ и количество расходных материалов, что мешает участникам закупки рассчитать затраты и сформировать обоснованное ценовое предложение».

Однако, Комиссия Адыгейского УФАС в решении №001/06/99-284/2022 от 30.06.2022 по аналогичному доводу предыдущей жалобы Заявителя указала следующее: «из Описания объекта закупки и Приложений к нему невозможно определить объем работ и количество расходных материалов, требуемых для осуществления монтажа и настройки системы оповещения, что мешает участникам закупки рассчитать предполагаемые затраты и сформировать ценовое предложение».

С учетом вышеуказанного решения Комиссии Адыгейского УФАС Заказчик включил в Описание объекта закупки перечень (объем) работ по монтажу поставляемого оборудования, которые должен осуществить Исполнитель, и требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении монтажа оборудования, что позволяет участникам закупки рассчитать затраты.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

Однако, объектом закупки является поставка оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Адыгея, что не содержит в себе признаков строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства и, соответственно, не относятся к таковым.

В следствии вышеизложенного, Комиссия УФАС считает жалобу Заявителя в данной части необоснованной.

3. Довод жалобы о смешении Заказчиком рынков модернизации РАСЦО (нелицензируемый вид деятельности) и оказания услуг связи, криптографической защиты информации (лицензируемые виды деятельности), Комиссия УФАС также считает необоснованным.

Как отмечалось ранее, объектом закупки является поставка оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Адыгея.

В Общих положениях «Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения», утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1 (далее – Методические рекомендации), указано: «Целью мероприятий по реконструкции является изменение параметров системы оповещения населения (приведение ее в соответствие с требованиями, нормами, техническими условиями и показателями готовности), в том числе полная замена оборудования и (или) восстановление ресурса составных частей всей системы оповещения, за исключением мероприятий по замене отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы на аналогичные или иные, улучшающие показатели (повышающие технический уровень) элементы (устройства, блоки), проводимых в рамках модернизации системы оповещения.

Отличительной чертой модернизации является то, что заменяются исправные узлы и элементы».

В части 3.1 Методических рекомендаций установлено, что «в ходе работ по модернизации системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется (при наличии специалистов с необходимой квалификацией) балансодержателем ТСО, поставщиком оборудования, либо организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.

При этом, вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и, взамен них, ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется на основании распорядительного документа балансодержателя ТСО».

Организация информационного взаимодействия терминала оповещения с устройствами запуска, управления и мониторинга средств оповещения, оконечными средствами оповещения с использованием проводных или беспроводных каналов связи, а также обеспечение целостности информации при передаче по техническим каналам связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации, являются, по мнению Комиссии УФАС, составляющими процесса модернизации РАСЦО, а следовательно не могут осуществляться в отрыве друг от друга.

Кроме того, как пояснил Заказчик, настройка сетевого оборудования для организации канала связи не является видом деятельности, входящим в «Перечень наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», являющийся Приложением №1 к «Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 №2385.  

4. Комиссия УФАС установила, что указанные Заявителем в данном доводе дополнительные требования к объекту закупки, которые Заявитель требует исключить из Описания объекта закупки, в Техническом задании Заказчика отсутствуют. Таким образом Комиссия УФАС считает данный довод необоснованным.

5. Заявитель указывает, что в Техническом задании Заказчик не установил конкретные показатели и требования к каналам связи, в связи с чем участник закупки лишен возможности определить соответствие поставляемого товара/оказываемой услуги установленным требованиям, а также на то, что Заказчик не указал, что за оборудование установлено в муниципалитетах, его конкретные характеристики, оборудование и протоколы сопряжения, что исключает возможность поставить оборудование, обеспечивающее сопряжение с оборудованием муниципального уровня.

В данной части жалобы Комиссия УФАС отмечает следующее.

Пункт 6 «Требования к организации каналов связи» в Описании объекта закупки содержит следующее: «Организация информационного взаимодействия терминала оповещения с устройствами запуска, управления и мониторинга средств оповещения, оконечными средствами оповещения должно осуществляться с использованием проводных или беспроводных каналов связи.

Поставляемое оборудование должно поддерживать использование проводных и беспроводных каналов связи. Беспроводные каналы связи предоставляются операторами мобильной связи.

В целях повышения отказоустойчивости РАСЦО при использовании беспроводных каналов связи предусмотрено их резервирование за счет использования двух каналов от разных операторов мобильной связи.

Настоящим техническим заданием создание собственных радиоканалов и получение разрешения на использование частот Заказчиком не предусмотрено.

Организация каналов связи АРМ с устройствами запуска, управления и мониторинга, оконечными устройствами оповещения до окончания приемосдаточных испытаний находится в зоне ответственности Исполнителя».

То есть, как следует из письменного возражения Заказчика на жалобу, «для связи между элементами РАСЦО допускается использование проводных каналов связи, где это удобно, например – при монтаже оборудования в телекоммуникационный шкаф, либо беспроводных – путем использования каналов связи, предоставляемых операторами мобильной связи, о чем отдельно указано в описании объекта закупки».

По второй части довода Комиссия УФАС отмечает следующее.

Цель проведения закупки – модернизация РАСЦО. В Методических рекомендациях отмечено, что отличительной чертой модернизации является то, что заменяются исправные узлы и элементы работающей информационной системы. Из чего следует вывод, что оборудование с указанными в Описании объекта закупки техническими характеристиками должно априори работать в составе единой системы и обеспечивать полную совместимость между элементами РАСЦО.

Таким образом, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в данной части жалоба Заявителя также является необоснованной.

6. В части утверждения Заявителя о том, что техническое задание ставит исполнимость контракта в зависимость от третьих лиц, Комиссия УФАС считает, что Заявителем не предоставлены доказательства того, что предполагаемая компания-поставщик программно-аппаратных комплексов может не продать необходимое оборудование победителю Аукциона или продать оборудование по завышенной цене.

Таким образом, Комиссии УФАС признает данный довод необоснованным.

         Также Комиссия УФАС отмечает, что при формировании технического задания Законом о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

         Комиссия УФАС считает, что Заказчик вправе включить в извещение об Аукционе такие характеристики и требования, которые обусловлены его потребностями и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.