Решение по жалобе ООО «ГЕФЕСТ»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

РЕШЕНИЕ

по делу №001/06/31-361/2022 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок

02 августа 2022 года                                                                         г. Майкоп

Резолютивная часть оглашена: 01.08.2022

Решение в полном объеме изготовлено: 02.08.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе: заместитель председателя Комиссии УФАС – <…>, начальника отдела; членов Комиссии УФАС: <…>, главного специалиста-эксперта; <…>, ведущего специалиста-эксперта, с участием представителей: заказчика – государственного казенного учреждения Республики Адыгея «Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» (далее – Заказчик) <…> (доверенность №16 от 29.07.2022) и <…> (доверенность №17 от 29.07.2022); заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ГЕФЕСТ» (далее – Заявитель) <…> (доверенность от 01.08.2022), рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения и закупочной документации электронного аукциона на поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Адыгея (извещение №0176200005522001079) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) 25.07.2022 поступила жалоба Заявителя, согласно которой:

1. Заказчик нарушил положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно предъявил требование к участникам закупки, противоречащее действующему законодательству РФ: наличие у участников закупки лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению, выполнению работ, оказания услуг, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.

2. Заказчик нарушил положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно предъявил требование к участникам закупки, противоречащее действующему законодательству РФ: наличие у участников закупки лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

3. Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно не следовал в процессе описания объекта закупки требованиям регламентов, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и документами национальной системы стандартизации.

4. Заказчик нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: не указал требование к исполнителю работ о наличии лицензии на оказание услуг связи.

На основании изложенного Заявитель просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.

Заказчик представил возражение на жалобу (исх. №208 от 29.07.2022), в котором просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.

Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее – Уполномоченный орган) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 21.07.2022 размещено извещение о проведении Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 18 725 000, 00 руб.

Источник финансирования – средства республиканского бюджета Республики Адыгея.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Требование к Исполнителю, предъявляемое Заказчиком в части наличия лицензии ФСБ России регламентировано «Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №313,  и приложением к нему – «Перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств» (далее – Перечень).

В пункте 13 Перечня содержится: Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем. Данные виды работ относятся к объекту закупки Заказчика.

Требование о наличии лицензии ФСБ у участника закупки, указанное в Приложении к извещению об Аукционе, обусловлено наличием в составе оборудования, входящего в перечень поставки, средств криптографической защиты пункта управления и оконечного оборудования, а также требованиями к информационной безопасности, определенными в пункте 5.6 Описания объекта закупки.

В следствии вышеизложенного, Комиссия УФАС считает жалобу Заявителя в данной части необоснованной.

 

2. Требование к наличию у участников закупки лицензии ФСТЭК России регламентировано Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 №79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации».

На основании пункта 29 «Положения о системах оповещения населения», утвержденного приказами МЧС России №578, Минкомсвязи России №365 от 31.07.2020, зарегистрированного в Минюсте России 26.10.2020 №60567, в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения должны быть выполнены требования, изложенные в Приложении №1 к данному Положению – «Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения». Пункт «6. Требования к защите информации» Приложения №1 гласит: «в региональных системах оповещения и КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2013 г., регистрационный N 28608), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 15 февраля 2017 г. N 27 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2017 г., регистрационный N 45933) и от 28 мая 2019 г. N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2019 г., регистрационный N 55924);

региональные системы оповещения и КСЭОН должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса».

На основании пункта 10 Приказа ФСТЭК №17 от 11.02.2013 для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее –Федеральный закон 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона 99-ФЗ, лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Порядок лицензирования данной деятельности определен "Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", утвержденным постановлением Правительства РФ 03.02.2012 №79. Данное Положение содержит пункт 3: «Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации (далее - лицензируемый вид деятельности) осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю» (ФСТЭК).

Исходя из пояснений Заказчика Комиссия УФАС установила, что решение о вышеназванных требованиях к участникам закупки принято Заказчиком на основании законодательных актов и с учетом актуальных условий, сложившихся с началом специальной военной операции и резкой активизацией попыток проникновения и взлома в информационные системы: «Учитывая объективную необходимость создания РАСЦО в сжатые сроки, осознавая важность данной информационной системы в целях обеспечения жизнедеятельности населения Республики Адыгея, а также то, что техническое задание по контракту тесно и неразрывно взаимосвязано, не лицензируемые работы не могут осуществляться в отрыве от лицензируемых».

Исходя из вышеуказанного, Комиссия УФАС делает вывод о том, что жалоба в данной части является необоснованной.

3. Довод Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при указании в Техническом задании требований о сопряжении РАСЦО с федеральной, местными и локальными системами оповещения, Комиссия УФАС считает необоснованным по следующим основаниям.

Приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 установлены «Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения» (далее – Требования).

Пункт 1 Требований «Требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения» устанавливает:

а) прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня;

б) включение (запуск) не менее чем с двух пунктов управления ГО и РСЧС для региональных систем оповещения и не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальных и локальных систем оповещения;

в) взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и РСЧС одного уровня о задействовании системы оповещения населения;

г) автономное (децентрализованное) управление муниципальными, локальными системами оповещения и КСЭОН;

д) автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения;

е) обмен информацией со взаимодействующими системами, в том числе мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах;

ж) подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;

з) формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;

и) передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;

к) двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;

л) установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);

м) оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;

н) дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС;

о) приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;

п) контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;

р) приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;

с) контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи;

т) защита от несанкционированного доступа;

у) документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.

Пункт 5 данных Требований содержит требования к сопряжению:

все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться;

при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения);

сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сопряжение локальных систем оповещения с муниципальными (региональной) системами оповещения осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, особо радиационно опасное и ядерно опасное производство и объект, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности.

КСЭОН, а также локальные системы оповещения, кроме сопряжения с муниципальными (региональной) системами оповещения, должны иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.

Как следует из письменного возражения на жалобу Заказчика, согласно пункта 5.1.2 Описания объекта закупки «РАСЦО должна обеспечивать: возможность технического и программного сопряжения с федеральной, муниципальными, локальными системами оповещения и КСЭОН». То есть, Заказчик обозначает требования к техническому функционалу РАСЦО для возможности сопряжения в дальнейшем с ней других систем оповещения.

  1. Довод жалобы о нарушении Заказчиком положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при описании объема работ, требующего наличия лицензии на оказание услуг связи, Комиссия УФАС также считает необоснованным.

Так, в разделе 6 Описания объекта закупки «6. Требования к организации каналов связи» Заказчиком указано: «В целях повышения отказоустойчивости РАСЦО предусмотрено резервирование беспроводных каналов связи за счет использования двух каналов от разных операторов мобильной связи».

Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» операторы мобильной связи оказывают услуги на основании соответствующей лицензии.

Кроме того, как пояснил Заказчик, настройка сетевого оборудования для организации канала связи не является видом деятельности, входящим в «Перечень наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», являющийся Приложением №1 к «Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 №2385.

Также Комиссия УФАС отмечает, что при формировании технического задания Законом о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Комиссия УФАС считает, что Заказчик вправе включить в извещение об Аукционе такие характеристики и требования, которые обусловлены его потребностями и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.

 Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, Комиссия УФАС

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ГЕФЕСТ» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.