Разъяснение ФАС России о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение положений законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

 

В целях формирования единообразного применения положений Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), при привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, ФАС России считает необходимым сообщить следующее.

Согласно части 2 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок заказчиком, уполномоченным органом должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

 За неисполнение указанного требования закона должностное лицо заказчика, уполномоченного органа при проведении торгов подлежит привлечению к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Так, согласно части 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ должностное лицо заказчика, уполномоченного органа в случае утверждения конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов, в том числе части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов должно быть привлечено к административной ответственности.

При этом составом административного нарушения признается исключительно утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не содержащей надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В связи с чем, привлечение к административной ответственности должностного лица в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ за ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в извещении о проведении запроса котировок неправомерно.

Вместе с тем, в правоприменительной практике часто возникает вопрос о наличии, в случае ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержащегося в извещении о проведении запроса котировок, в действиях должностного лица заказчика состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ должностное лицо заказчика, уполномоченного органа подлежит привлечению к административной ответственности за размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Согласно части 1 статьи 45 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган размещают на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок, которое во исполнение требований части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов должно содержать надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в отличие от положений части 1 статьи 22, части 1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, которым установлена обязанность заказчика, уполномоченного органа утверждать документацию о торгах, нормы главы 4 Закона о размещении заказов не предусматривают необходимость утверждения извещения о проведении запроса котировок.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается исключительно виновное деяние.

Следовательно, не может быть признано виновным в нарушении части 2 статьи 19. Закона о размещении заказов должностное лицо заказчика в чьи полномочия входит исключительно размещение на официальном сайте Российской Федерации извещения о проведении запроса котировок.

И, как следствие, к такому лицу не могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренной частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, к административной ответственности в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ за отсутствие надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при проведении запроса котировок может быть привлечено исключительно должностное лицо заказчика, ответственное как за размещение извещения о проведении запроса котировок, так и за формирование извещения о проведении запроса котировок.

На основании изложенного, ФАС России обращает внимание, что при применении мер административной ответственности в части рассматриваемого вопроса необходимо придерживаться позиции, изложенной в данном письме.