• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет о работе Адыгейского УФАС России за 2012 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

В 2012 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Управление) осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,  электроэнергетики, о торговой деятельности, использования земли и т.д.

При реализации конкурентного права на территории Республики Адыгея Адыгейским УФАС России уделяется особое внимание рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Адыгея, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия или бездействия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Республики Адыгея.

В отчетный период Управлением выявлены и пресечены нарушения  в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Дела возбуждены в отношении:

ООО «Майкопская ТЭЦ» в связи с заявлением индивидуального предпринимателя о нарушении сроков направления подписанного проекта договора и технических условий. По итогам рассмотрения дела Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ООО «Майкопская ТЭЦ» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок, в суде не обжаловалось. На генерального директора ООО «Майкопская ТЭЦ» был наложен административный штраф в размере 20 000 рублей, а на ООО «Майкопская ТЭЦ» - штраф в размере 100 000 рублей. Штрафы уплачены в полном объеме.

ОАО «Кубаньэнерго» в связи с  заявлением гражданина об установлении незаконных требований в технических условиях по возложению на него обязанности на проектирование и постройку участка ВЛ-10 кВ за пределами границ  его участка. По итогам рассмотрения Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ОАО «Кубаньэнерго» предписание о прекращении нарушения. Предписание исполнено в установленный срок. На должностное лицо ОАО «Кубаньэнерго» был наложен административный штраф в размере 50 000 рублей, а на ОАО «Кубаньэнерго» - административный штраф в размере 259 726 рубля.

Решение и предписание Управления были обжалованы ОАО «Кубаньэнерго» в арбитражных судах. Судами первой, апелляционной и кассационной инстанции  была поддержана позиция Адыгейского УФАС России.

 

 

В отчетном периоде Управлением выдано 8 предупреждений (в связи с недавними изменениями в антимонопольном законодательстве, при условии выполнения выданного предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением), в связи с наличием бездействия, занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Так предупреждения выданы: ООО «Майкопская ТЭЦ» - 2 предупреждения; ОАО «Кубаньэнерго» - 3; ОАО «АТЭК»; ОАО «Ростелеком»; ОАО «Кубаньэнергосыт».

Примерами таких дел могут служить дела в отношении:

ОАО «Ростелеком» в лице Адыгейского филиала в связи с наличием в бездействия, выразившегося в уклонении от заключения муниципального контракта на оказание услуг связи с Комитетом по образованию администрации МО «Город Майкоп». Управлением выдано ОАО «Ростелеком» предупреждение о необходимости прекращения указанных бездействий путем рассмотрения муниципального контракта на оказание услуг связи Комитету по образованию администрации МО «Город Майкоп», а также по не допущению необоснованного отказа или уклонения от заключения контракта. Предупреждение исполнено в установленный срок.

В связи с наличием в бездействии ООО «Майкопская ТЭЦ» нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявки ООО «Лазарос». Управление выдало ООО «Майкопская ТЭЦ» предупреждение о необходимости прекращения указанных бездействий путем рассмотрения заявки ООО «Лазарос» на технологическое присоединение.  Предупреждение исполнено в установленный срок.

По факту пресечения недобросовестной конкуренции Управлением было возбуждено дело  в отношении индивидуального предпринимателя в связи с в незаконном использовании товарного знака ООО «Франшиз девелопмент рус» после расторжения договора с правообладателем, а также использования товарного знака схожего до степени смешения с товарным знаком ООО «Франшиз девелопмент рус». По итогам рассмотрения Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

В 2012 году антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций был затронут рынок  пассажирских перевозок. Выявленное нарушение связанно с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Так по итогам проведенной Адыгейским УФАС России проверки нормативных правовых актов МО «Город Майкоп» (в рамках поступившего заявления на итоги проведенного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок) было возбужденно дело в отношении администрации МО «Город Майкоп» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по регулярной маршрутной сети городского сообщения МО "Город Майкоп", в котором определен перечень оцениваемых показателей участников конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок ограничивающий доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок. По итогам рассмотрения дела Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» администрацией МО «Город Майкоп» и выдала предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в установленный срок. На должностное лицо был наложен административный штраф в размере 15000 рублей по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, который оплачен в полном объеме.

Осуществляя контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства к торгам Управлением в 2012 году выявлено 2 нарушения. Оба нарушения  допущены органами местного самоуправления.

Так по заявлению ООО «Золотой Капитал плюс» было возбуждено дело в отношении администрации МО «Тахтамукайский район» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении критерия оценки заявок участников Конкурса на право заключения договора аренды полигона ТБО  По итогам рассмотрения дела Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения. В связи с тем, что между Администрацией МО «Тахтамукайский район» и победителем Конкурса на право заключения договора аренды полигона ТБО заключен договор аренды,  предписание не выдавалось. Дела об административных правонарушениях не возбуждались.

Второе дело было возбуждено по заявлению ООО «Майкоптранс» и ООО «Пилот – XXI век» - участников открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по регулярной сети городского сообщения в отношении администрации МО «Город Майкоп» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного порядка проведения Конкурса на право обслуживания пассажирских маршрутов, образующих маршрутную сеть на территории МО  «Город Майкоп» и нарушения порядка определения победителя конкурса. По итогам рассмотрения дела Комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала администрации МО «Город Майкоп» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Предписание исполнено в установленный срок. На трех должностных лиц, членов конкурсной комиссии,  администрации МО «Город Майкоп» были наложены административные штрафы по 15000 рублей на каждого по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, которые оплачены в полном объеме, в установленные законом сроки.

 В 2012 году  было возбуждено одно дело в отношении Совета народных депутатов МО «Кошехабльский район» по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении прав физических лиц на получение муниципального имущества в аренду.

По жалобе заявителя в 2012 году на действия организатора торгов - Комитета имущественных отношений администрации муниципального образования "Майкопский район" при продаже земельных участков, Адыгейским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 16 дел в связи с нарушением пункта 8 Правил организации и проведения торгов по продаже земельных участков и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Организатору торгов - Комитету имущественных отношений администрации муниципального образования "Майкопский район"  выданы предписания, которые исполнены в установленный срок.

В 2012 году Адыгейским УФАС вынесены 15 постановлений об административных наказаниях, из них 7 исполнено, 4 – находятся в стадии исполнения.       Сумма штрафов, подлежащих уплате (наложенных за нарушение антимонопольного законодательства) составила 1162 тыс. руб.

 В сфере Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Адыгейским УФАС возбуждено 6 дел, выдано 5 предписаний об устранении нарушения, которые исполнены в установленный срок, одно нарушение добровольно устранено в процессе рассмотрения дела. Нарушения законодательства о рекламе, в основном,  были связаны с распространением рекламы с указанием возможности оказания финансовых услуг для приобретения рекламируемых товаров, без указания сведений о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит); распространение рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей и влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, способная обмануть их ожидания, сформированные рекламой.

Управлением по собственной инициативе выявлено 4 признака нарушения, возбуждено 4 дела, выдано 4 предписания, которые исполнены в установленный срок.

В отчетный период было возбуждено 7 дел об административных правонарушениях в связи с нарушением  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за которые предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.  Все 7 постановлений об административном наказании, в связи с нарушением  законодательства о рекламе,  исполнены.

 

 

По обращению ОПФР по республике Адыгея в связи с рекламируемой возможностью использования материнского капитала, Адыгейским УФАС России было рассмотрено дело в отношении ООО  Инвестиционная компания «Старый порт»  в связи с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» выразившегося в распространении рекламных буклетов в офисе ООО Инвестиционная компания «Старый порт», в которых отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Комиссия Адыгейского УФАС России признала нарушение ООО  Инвестиционной компанией «Старый порт»  законодательства о рекламе. За нарушение законодательства о рекламе на ООО Инвестиционная компания «Старый порт» и на генерального директора ООО  Инвестиционная компания «Старый порт» наложены штрафы в размере 100000 и 4000 рублей соответственно, которые оплачены в установленные законом сроки.

В сфере контроля Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в 2012 году в Адыгейское УФАС поступила 71 жалоба от участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченных органов по размещению государственных и муниципальных заказов и созданных конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Из них комиссией Адыгейского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  признаны обоснованными 22 жалобы, необоснованными 43 жалобы, отозвано – 3 жалобы, возращены 3 жалобы на основании положений статьи 59  Закона о размещении заказов.

 Анализ жалоб, признанных Комиссией УФАС обоснованными (частично обоснованными), показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов, повлекшими  направление жалоб участниками размещения заказов в Адыгейское УФАС России,  являются нарушения законодательства о размещении заказов, содержащиеся в  документации о торгах, а также необоснованный отказ в допуске к  участию в торгах.

По итогам проведения внеплановых проверок размещений заказов, проведенных в ходе рассмотрения жалоб в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссией УФАС выявлено 72 нарушения Закона о размещении заказов, выдано 30 предписаний,  из которых 27 исполнены в установленные сроки, 2 – в стадии исполнения, 1 – обжаловано в Арбитражный суд Республики Адыгея.

В 2012 году Адыгейским УФАС России проведено 16 проверочных мероприятий, из них 1 плановая, 15 внеплановых выездных и  камеральных проверок.

          В результате проведения проверочных мероприятий в отчетном периоде выявлено 267 нарушений Закона о размещении заказов, выдано 2 предписания, которые исполнены в установленные сроки.

          Наиболее часто выявляемые нарушения Закона о размещении заказов в ходе проверочных мероприятий: установление в документации о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов, нарушение порядка отбора участников размещения государственных и муниципальных заказов (необоснованный отказ (допуск) участников размещения заказа) к участию в торгах, запросах котировок, непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений в уполномоченный орган для включения в реестр контрактов о заключении, изменении, исполнении  государственного или муниципального контракта (ст. 19.7.4 КоАП РФ).

В 2012 году исполнено 76 постановлений об административных наказаниях (из них 69 выдано в отчетном периоде и 7 - в 2011 году), при этом сумма штрафов подлежащих взысканию составила 1 295,3тыс. руб., а оплачены штрафы на сумму 1112,6 тыс. руб. (86%). В стадии исполнения находятся 13 постановлений об административных наказаниях, срок исполнения которых приходится на  2013 год.

          Наиболее часто совершаемые административные нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа: нарушение порядка отбора участников торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе необоснованный отказ (допуск) в допуске к участию в торгах, установление  Заказчиком в документации о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов (статья 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - далее КоАП РФ), а также нарушение установленного порядка заключения контрактов (статья 7.32 КоАП РФ), непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении, изменении, исполнении государственного или муниципального контракта (статья 19.7.4 КоАП РФ).

За отчетный период в результате обращений заказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, в реестр недобросовестных поставщиков включено 3 поставщика.

 Адыгейским УФАС России  проведена в 2012 году работа по государственному контролю за экономической концентрацией.

В этой части рассмотрено 2 ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок. Во всех случаях Адыгейским УФАС России принято решение о выдаче предписаний хозяйствующим субъектам о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и предупреждение монополистической деятельности.

 

В 2012 году Адыгейским УФАС России велась активная работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

В отчетном периоде работа по адвокатированию конкуренции Адыгейским УФАС России была направлена на три целевые аудитории - органы государственной власти и местного самоуправления, бизнес, население.

В 2012 году Управлением было принято участие в работе 42 совещания, заседаниях Кабинета Министров Республики Адыгея, участие в работе постоянно действующих рабочих групп при прокуратуре, правительстве Республики Адыгея,  на которых руководителем Управления и специалистами Адыгейского УФАС России были сделаны доклады и подняты вопросы антимонопольного законодательства, вопросы контроля размещения заказов.

Вышло 120 статей и упоминай о деятельности Адыгейского УФАС России в республиканских печатных изданиях, региональных приложениях федеральных СМИ, а также на страницах интернет сайтов.

Было проведено 2 пресс-конференции, одна из которых посвящена итогам работы антимонопольного органа за 2011 год и планам работы на 2012 год, вторая – о разъяснениях антимонопольного законодательства.

При Адыгейском УФАС России действует общественно-консультативный совет. Проведено 3 заседания данного совета. Представители СМИ принимали участие в заседаниях общественно-консультативного совета, итоги работы которых были освещены в СМИ.

 Для целей адвокатирования конкуренции использовался официальный интернет сайт Адыгейского УФАС России. В этой связи регулярно размещается следующая информация:

- решения и предписания, выданные в ходе рассмотрения дел;

-  методические рекомендации и разъяснения;

- судебная практика;

- новостной блок (анонсы рассматриваемых дел, жалобы, поступившие в Управление, результаты их рассмотрения, участие в заседаниях с органами власти различных уровней и т.д.);

- анализы товарных рынков, проводимые Адыгейским УФАС России;

Проведение мониторинга цен:

- на топливо;

- социально-значимые продукты питания;

- лекарственные средства и т.д.

В целях открытости информации об осуществлении антимонопольным органом государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сайте публикуются отчеты о деятельности Адыгейского УФАС России.

В справочно-правовую систему «Консультант» направлено 28 правовых актов принятых Адыгейским УФАС за 2012 год.

 

В Адыгейском УФАС России ведется постоянная работа с обращениями граждан. За 2012 год  зафиксировано 23 обращения граждан за разъяснениями по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов.

Принято участие в одном заседании круглого стола организованного редакцией газеты «Советская Адыгея».

Адвокатирование конкуренции в СМИ Республики Адыгея повысило открытость и прозрачность деятельности антимонопольного органа, что способствовало предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках.