• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет о работе Адыгейского УФАС России за 2011 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
При реализации конкурентного права на территории Республики Адыгея Адыгейским УФАС России уделяется особое внимание рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Адыгея, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Республики Адыгея.

В 2011 году Адыгейским УФАС России было пресечено 27 нарушений Закона «О защите конкуренции», основное количество нарушений выявлено по инициативе Адыгейского УФАС России.
В отчетном периоде в Адыгейское УФАС России, в основном, поступали заявления о злоупотреблениях хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках.

В отчетный период Управлением выявлено и пресечено 3 нарушения  в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Дела возбуждены в связи с:  заявлением ТСЖ «Свободный» в отношении ОАО «Кубаньэнерго» по вопросу нарушения сроков направления подписанного проекта договора на технологическое присоединение;  заявления ООО «УК ЖЭУ №2» в отношении ОАО «Кубаньэнергосбыт» по вопросу направления угрозы о возможности введения полного ограничения режима электропотребления и т.д.

По факту пресечения недобросовестной конкуренции Управлением возбуждено 4 дела, выдано 3 предписания. Одно дело было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения. Нарушения были установлены в связи с: заявлением АНО «Оргкомитет Сочи-2014» в отношении ООО «Стройкомплекс» в связи с незаконном использованием зарегистрированного товарного знака при строительстве и продаже жилой площади в ЖК «Олимпийский»; заявлением ООО «ВЕКА Рус» в отношении ИП в связи с распространением информации рекламного характера в газете «Афиша», в которой проводилось не корректное сравнение 2-х производителей пластиковых окон.

 В минувшем году антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций были затронуты следующие рынки и отрасли:  1 нарушение выявлено на рынке нерудных материалов; 4 нарушения выявлены в сфере аренды недвижимого имущества; 2 нарушения выявлены в сфере оказания услуг по использованию и  обороту земель. 

Так же в отчетном периоде было выявлено 2 нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», отнесенные к «прочим нарушениям»:  Адыгейским УФАС России было возбужденно дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части принятия Советом народных депутатов МО «Тахтамукайский район» нормативно-правового акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества. В связи с добровольным устранением нарушения производство по делу было прекращено.  Администрацией МО «Яблоновское городское поселение» в нарушение законодательства не размещалась на официальном сайте муниципального образования схема размещения нестационарных торговых объектов, в связи с осуществлением указанного бездействия администрацией МО «Яблоновское городское поселение», которое Адыгейским УФАС России было возбужденно дело и выдано предписание.

При этом, большая часть нарушений антимонопольного законодательства в актах и действиях органов власти и органов местного самоуправления в отчетном периоде выявлялась Управлением не по фактам, указанным в поступивших заявлениях, а в результате проверок, проводимыми Адыгейским УФАС России по собственной инициативе.

Осуществляя контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства к торгам Управлением в 2011 году выявлено 9 нарушений. Из них 7 выявленных нарушений допущены органами власти.

К  наиболее значимым делам, возбужденным в связи с не соблюдением антимонопольного требования к торгам можно отнести нарушение антимонопольного законодательства МУП «Услуга» выразившееся в установлении критериев оценки заявок, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции, а также дело в отношении администрации МО «Яблоновское городское поселение» в части  сокращения сроков подачи заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договоров аренды муниципального имущества. В настоящее время возбуждено и рассматривается административное производство в отношении должностного лица администрации МО «Яблоновское городское поселение» допустившего правонарушение.

В отчетном периоде выдано предписание администрации МО «Гиагинский район» в связи с нарушением выразившегося в продлении договора аренда муниципального имущества без проведения торгов.

В 2011 году Адыгейским УФАС вынесены 20 постановлений об административных наказаниях, из них 14 исполнено, 4 – находятся в стадии исполнения.       Сумма штрафов, подлежащих уплате (наложенных за нарушение антимонопольного законодательства) составила 2680 тыс. руб., из них уплачено 2238,0 тыс. руб., что составляет 83,5%.

 В сфере Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Адыгейским УФАС возбуждено 9 дел, выдано 9 предписаний об устранении нарушения, которые исполнены в установленный срок. Нарушения законодательства о рекламе, в основном,  были связаны с распространением рекламы с указанием возможности оказания финансовых услуг для приобретения рекламируемых товаров, без указания сведений о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит); распространение рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей и влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, способная обмануть их ожидания, сформированные рекламой.

В отчетный период было возбуждено 12 дел об административных правонарушениях в связи с нарушением  законодательства о рекламе, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ и 1 дело, в связи с нарушением законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.38 КоАП РФ. Из 13 принятых постановлений об административном наказании в связи с нарушением  законодательства о рекламе, 9  исполнены, 3 - находятся в стадии исполнения, при этом сумма уплаченных штрафов в отчетном периоде составила 390 тыс. рублей, что составляет 92,34% от суммы штрафов, подлежащей уплате. 

В сфере контроля Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Адыгейское УФАС поступило 56 жалоб от участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченных органов по размещению государственных и муниципальных заказов и созданных конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Из них комиссией Адыгейского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  признаны обоснованными 20 жалоб, необоснованными 17 жалоб, отозвано – 7 жалоб, возращены 12 жалоб на основании положений статьи 59  Закона о размещении заказов.

 Анализ жалоб показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов, повлекшими  направление жалоб участниками размещения заказов в Адыгейское УФАС России,  являются включение в документацию о размещении заказов требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов, а также необоснованный отказ в допуске к  участию в торгах.

В 2011 году Адыгейским УФАС России проведено 28 проверочных мероприятий, из них 1 плановая, 27 внеплановых выездных и  камеральных проверок по требованиям органов прокуратуры, что на 10 %  больше, чем в 2010 году.

В результате проведения проверочных мероприятий в отчетном периоде выявлено 230 нарушений Закона о размещении заказов (на 33 % больше, чем в 2010 году), выдано 7 предписаний, которые исполнены в установленные законом сроки.

Наиболее часто выявляемые нарушения Закона о размещении заказов в ходе проверочных мероприятий: установление в документации о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов, установление требований к товарам, ограничивающих конкуренцию, нарушение порядка отбора участников размещения государственных и муниципальных заказов (необоснованный отказ (допуск) участников размещения заказа) к участию в торгах, запросах котировок.

В 2011 году Адыгейским УФАС России по итогам рассмотрения 194 дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере размещения заказов,    прекращены производством 34 дела, выдано 160 постановлений об административных наказания, что на 22 % больше чем в 2010 году.

В 2011 году исполнено 147 постановлений об административных наказаниях (из них 121 выдано в отчетном периоде и 26 - в 2010 году), при этом сумма штрафов подлежащих взысканию составила 1484,5 тыс. руб., а оплачены штрафы на сумму 1310,9 тыс. руб. (92%). В стадии исполнения находятся 28 постановлений об административных наказаниях на сумму 400, 6 тыс. руб., срок исполнения которых завершается в 2012 году.

Наиболее часто совершаемые административные нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа: нарушение порядка отбора участников торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе необоснованный отказ (допуск) в допуске к участию в торгах, установление  Заказчиком в документации о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов (статья 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - далее КоАП РФ), несоблюдение требований законодательства о размещении заказов при принятии решения о способе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (статья 7.29 КоАП РФ), а также нарушение установленного порядка заключения контрактов (статья 7.32 КоАП РФ).

За отчетный период в Адыгейское УФАС России поступило 15 обращений заказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых в реестр недобросовестных поставщиков включены 11 поставщиков.

 Адыгейским УФАС России  проведена в 2011 году работа по государственному контролю за экономической концентрацией.

В этой части рассмотрено 4 ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок. Во всех четырех случаях Адыгейским УФАС России принято решение о выдаче предписаний хозяйствующим субъектам о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и предупреждение монополистической деятельности.

 В Управление поступило 8 уведомлений о сделках с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций. 3 уведомления финансовых организаций о заключенных соглашениях.

В 2011 году Адыгейским УФАС России велась активная работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных

В отчетном периоде работа по адвокатированию конкуренции Адыгейским УФАС России была направленное на три целевые аудитории органы государственной власти и местного самоуправления, бизнес, население.

В 2011 году Управлением было принято участие в работе более чем 21 совещаний, заседаниях Кабинета Министров Республики Адыгея, совещаний с  участием Президента Республики Адыгея а также и в ряде заседаний рабочих групп, созданных при Прокуратуре РА, на которых руководителем Управления были сделаны доклады и подняты вопросы антимонопольного законодательства, вопросы контроля размещения заказов.

Дано более 14 интервью и комментариев представителям СМИ Республики Адыгея, основными темами которых были: разъяснение антимонопольного законодательства, а также о ситуации, складывающейся на рынке социально-значимой группы товаров, а также о делах рассмотренных антимонопольным органом.

Вышло более 20 статей и упоминай о деятельности Адыгейского УФАС России в республиканских печатных изданиях, региональных приложениях федеральных СМИ, а также на страницах интернет сайтов.

Было проведено 2 пресс-конференции, одна из которых посвящена итогам работы антимонопольного органа за 2010 год и планам работы на 2011 год, вторая - ситуации складывающейся на рынке нефтепродуктов Республики Адыгея.

При Адыгейском УФАС России действует общественно-консультативный совет. Проведено 3 заседания данного совета. Представители СМИ принимали участие в заседаниях общественно-консультативного совета, итоги работы которых были освещены в СМИ.

 Для целей адвокатирования конкуренции использовался официальный интернет сайт Адыгейского УФАС России. В этой связи регулярно размещается следующая информация:

- решения и предписания, выданные в ходе рассмотрения дел;

-  методические рекомендации и разъяснения;

- судебная практика;

- новостной блок (анонсы рассматриваемых дел, жалобы поступившие в Управление, результаты их рассмотрения, участие в заседаниях с органами власти различных уровней и т.д.);

- анализы товарных рынков, проводимые Адыгейским УФАС России;

Проведение мониторинга цен:

- на топливо;

- социально-значимые продукты питания;

- лекарственные средства и т.д.

Осуществлялась подготовка и рассылка органам власти материалов по разъяснению позиции ФАС России, положений антимонопольного и иного законодательства.

 На сайте Адыгейского УФАС России размещена Программа развития конкуренции на 2010 – 2012 годы в Республике Адыгея.

 В целях открытости информации об осуществлении антимонопольным органом государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сайте публикуются отчеты о деятельности Адыгейского УФАС России.

В справочно-правовую систему «Консультант» направлено 67 правовых актов принятых Адыгейским УФАС за 2011 год.

В Адыгейском УФАС России ведется постоянная работа с обращениями граждан. За 2011 год  зафиксировано более 40 обращений граждан за разъяснениями по вопросам антимонопольного законодательства.

Адвокатирование конкуренции в СМИ Республики Адыгея повысило открытость и прозрачность деятельности антимонопольного органа, что способствовало предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках.