• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Адыгейского УФАС России за 2009 год

Категория отчета:

                                                      Отчет Адыгейского УФАС России за 2009 год

В 2009 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, в частности контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, а так же контроль в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
При реализации конкурентного права на территории Республики Адыгея Адыгейским УФАС России уделяется особое внимание рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Адыгея, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Республики Адыгея.
В 2009 году, при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Адыгейским УФАС России рассмотрено 38 заявлений, в основном поступали заявления о злоупотреблениях хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках и о недобросовестной конкуренции. При этом, большая часть нарушений антимонопольного законодательства в актах и действиях органов власти и органов местного самоуправления в отчетном периоде выявлялась Управлением не по фактам, указанным в поступивших заявлениях, а в результате проверок, проводимым Адыгейским УФАС России по собственной инициативе.
В отчетном периоде, количество поступивших заявлений снизилось. По мнению Управления это связано с тем, что юридические и физические лица стали меньше обращаться в антимонопольный орган с необоснованными заявлениями.
Проводилась работа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства. Управлением выявлено 28 подобных нарушений, выдано 26 предписаний, при этом, из общего количества выявленных нарушений, 9 - выявлены по поступившим заявлениям, 19 - в результате проверок и контрольных мероприятий Управления.
В отчетный период Управлением выявлено и пресечено 4 нарушения в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Данные нарушения были выявлены на рынке электро-теплоэнергии, на рынке жилищно-коммунального хозяйства, на рынке торговли, а также одно нарушение, выразившееся в необоснованном уклонении от заключения договора МУП «Майкопские городские электрические сети».
По фактам пресечения недобросовестной конкуренции Управлением выявлено 3 нарушения связанные с незаконным использованием средства индивидуализации юридического лица.
В отчетном периоде Управлением выявлено 3 нарушения направленные на ограничение, устранение конкуренции. Данные нарушения выявлены на рынке ритуальных услуг и на рынке строительства. В одном случае нарушение касается совмещения функций органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта и два нарушения – наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления.
В минувшем году Управлением выявлены 20 нормативных актов органов местного самоуправления противоречащих нормам антимонопольного законодательства, по всем 20 нарушениям возбуждены дела, по 19 из них выданы предписания об отмене или внесении в них изменений.
В ходе проведения проверки МО «Город Адыгейск» было выявлено 15 актов, содержащих нарушения выразившиеся в заключении соглашения между администрацией МО «Город Адыгейск» и хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность на территории МО «Город Адыгейск», по снижению цен на социально значимые продовольственные товары. Соглашения были направлены на снижение торговыми организациями торговых надбавок до 10% на социально значимые продовольственные товары по определенному перечню товаров.
Осуществляя контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства к торгам Управлением в 2009 году выявлено одно нарушение и возбуждено дело в отношении администрации муниципального образования «Город Майкоп». В отношении администрации муниципального образования «Теучежский район» возбуждено дело за нарушение порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В сфере законодательства о рекламе Адыгейским УФАС возбуждено 11 дел, выдано 9 предписаний. Из них 4 в результате рассмотрения поданных заявлений, 2 в результате проверки администрации МО «Город Адыгейск», 2 в результате совместной проверки с органами прокуратуры игорных заведений, 2 дела в связи с нарушением закона о рекламе печатными изданиями, одно дело передано для рассмотрения в Адыгейское УФАС по подведомственности.
В отчетном периоде было возбуждено 17 дел об административных правонарушениях в связи с нарушениями Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, при этом 4 из них прекращены производством (2 в связи с недостаточностью представленных прокуратурой материалов, 2 в связи с малозначительностью).
Было вынесено 13 постановлений об административном наказании в связи с нарушением законодательства о рекламе, 2 из которых обжалованы в судебном порядке и отменены судом в связи с нарушением прав лиц в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также порядка привлечения лиц к административной ответственности, 10 постановлений исполнены в установленные законом сроки, а 1 постановление о наложении штрафов направлено в УФССП России по РА для принудительного исполнения (сумма уплаченных штрафов составила 119 тыс. рублей).
Возбуждено 1 дело в связи с невыполнением в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе (ответственность за которое предусмотрена частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ) и вынесено постановление об административном наказании, которое в связи с неисполнением в установленные сроки также направлено на принудительное исполнение в УФССП России по РА.
Таким образом, всего Адыгейским УФАС России в отчетном периоде в связи с нарушением законодательства о рекламе привлечено к административной ответственности 2 юридических и 10 должностных лиц.

В сфере контроля за размещением заказов в Адыгейское УФАС поступило 72 жалобы от участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченных органов по размещению государственных и муниципальных заказов и созданных конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Количество жалоб, поступивших в Адыгейское УФАС России в 2009 году более чем в шесть раз возросло по сравнению с предыдущим годом. Анализ жалоб показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов, явилось включение в документацию о размещении заказов требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом, а также необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
В 2009 году Адыгейским УФАС России проведено 8 проверочных мероприятий, из них 3 плановых, 3 внеплановых выездных и 2 камеральные проверки.
Совместно с органами прокуратуры осуществлены 3 внеплановых проверочных мероприятия по контролю соблюдения Закона о размещении заказов.
По результатам проверочных мероприятий Адыгейским УФАС России выдано 4 предписания, которые исполнены в установленные законом сроки.
В результате проведения всех проверочных мероприятий в отчетном периоде выявлено 148 нарушений Закона о размещении заказов.
За отчетный период в Адыгейское УФАС России поступило четыре обращения заказчиков о включении юридических лиц (поставщиков) в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых в реестр недобросовестных поставщиков включены три юридических лица.

За отчетный 2009 год Адыгейским УФАС России рассмотрено 107 дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере размещения заказов из них прекращено производством 17 дел в связи с малозначительностью совершенных должностными лицами правонарушений, 7 - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Всего исполнено 56 постановлений об административных наказаниях, сумма штрафа подлежащего к взысканию в 2009 году составила 1401,3 тыс. руб., при этом оплачено штрафов на сумму 1521,3 тыс. руб., из них 120 тыс. руб. по 4 постановлениям, вынесенным в 2008 году, исполненным в отчетном периоде.
Наиболее часто совершаемые административные нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа: нарушение порядка размещения заказа (нарушение порядка отбора участников торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт), в том числе необоснованный отказ (допуск) в допуске к участию в торгах (часть 2 статьи 7.30 КоАП РФ), несвоевременное опубликование в официальном печатном издании, размещение на официальном сайте в сети Интернет заказчиком либо организатором торгов протоколов комиссий и др. (часть 1 статьи 7.30 КоАП РФ), а также нарушение установленных Законом о размещении заказов сроков подписания контрактов (часть 1.2 статьи 7.32 КоАП РФ), установление Заказчиком в документации о торгах требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов (часть 4 статьи 7.30 КоАП РФ).
Всего в 2009 году Адыгейским УФАС России рассмотрено 139 дел об административных правонарушениях, из них по 109 делам вынесены постановления об административном наказании в виде штрафа на общую сумму 2606,1 тыс. рублей
Адыгейским УФАС России проведена в 2009 году работа по государственному контролю за экономической концентрацией.
В этой части рассмотрено 4 ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок. При рассмотрении ходатайства ЗАО «Картонтара» Адыгейским УФАС России было принято решение о выдаче предписания о совершении действий хозяйствующего субъекта, направленных на обеспечение конкуренции и предупреждение монополистической деятельности. В Управление поступило 25 уведомлений о сделках с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций. 7 уведомлений финансовых организаций о заключенных соглашениях. По одному было возбуждено административное дело в связи с непредставление уведомления в срок, установленный антимонопольным законодательством.
В отчетный период Адыгейским УФАС России проведено 10 анализов товарных рынков:
1. Рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах.
2. Рынка железобетонных изделий.
3. Мониторинг отбора управляющих компаний органами местного
самоуправления в муниципальных образованиях
4. Розничного рынка электрической энергии.
5. Рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения и сопутствующими
товарами в разрезе муниципальных образований Республики
Адыгея.
6. Рынка услуг по погребению умерших.
7. Рынка нерудных строительных материалов.
8. Еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на
нефтепродукты.
9. Ежемесячный мониторинг оптового рынка нефтепродуктов по средневзвешенной марже и средневзвешенной стоимости транспортировки нефтепродуктов.
В отчетный период по инициативе Адыгейского УФАС России, с целью включения хозяйствующих субъектов в региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, проведен анализ рынка услуг ЖКХ по МО «Хатукайское сельское поселение» Красногвардейского района.
По результатам проведенного анализа 1 хозяйствующий субъект, а именно МП «Хатукайское», включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов.
В отчетном периоде Адыгейским УФАС России велась активная работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях.
Принято участие в работе более чем 40 совещаний, заседаниях Кабинета Министров Республики Адыгея, совещаний с участием Президента Республики Адыгея и работе комиссий при Президенте Республики Адыгея.
В 2009 году руководитель Управления был назначен сопредседателем межведомственной рабочей группы по борьбе с коррупцией при прокуратуре Республики Адыгея, принимал активное участие в заседаниях рабочей группы.
Адыгейское УФАС России вело активную работу по взаимодействию со СМИ Республики Адыгея, неоднократно давались интервью и комментарии республиканскому радио и телевидению.
В 2009 году при Адыгейском УФАС России начал свою работу Общественно-консультативный совет (далее – Совет). Деятельность Совета направлена на повышение прозрачности и эффективности функционирования антимонопольного органа. За отчетный период состоялось три заседания Совета. Прослеживается актуальность и интерес к работе Совета со стороны некоммерческих организаций и общественных объединений, члены которых вошли в его состав. Деятельность Совета также освещается на Интернет-сайте Управления путем размещения протоколов в разделе, посвященном его работе. В средствах массовой информации регулярно выходит информация о проведенных заседаниях и вопросах обсуждаемых на Совете.