• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Адыгейского УФАС России за 2010 год

Категория отчета:

                                                 Отчет о работе Адыгейского УФАС России за 2010 год

В 2010 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее – Адыгейское УФАС России) осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, в частности контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, а так же контроль в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
При реализации конкурентного права на территории Республики Адыгея Адыгейским УФАС России уделяется особое внимание рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Адыгея, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Республики Адыгея.
В 2010 году Адыгейским УФАС России было пресечено 52 нарушения Закона «О защите конкуренции», основное количество нарушений выявлено по инициативе Адыгейского УФАС России.
В отчетном периоде в Адыгейское УФАС России в основном поступали заявления (24) о злоупотреблениях хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках. При этом, большая часть нарушений антимонопольного законодательства в актах и действиях органов власти и органов местного самоуправления в отчетном периоде выявлялась Управлением не по фактам, указанным в поступивших заявлениях, а в результате проверок, проводимым Адыгейским УФАС России по собственной инициативе.
В отчетный период Управлением выявлено и пресечено 2 нарушения в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Одно нарушение было выявлено при установлении тарифа на техническое обслуживание дома не установленного протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также одно нарушение, выразившееся в навязывании заключения договоров на вывоз мусора исключительно с ООО «Транс Сервис».
По фактам пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов было возбуждено одно дело в отношении МУП «Майкопские тепловые сети» и ОСАО «Россия» в связи с совершением согласованных действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при заключении Договоров страхования без проведения открытых конкурсов или открытых аукционов.
По факту пресечения недобросовестной конкуренции Управлением выявлено нарушение, выразившееся в некорректном сравнении товаров производимых ООО «Лукойл - Югнефтепродукт» с товарами ООО «ДОН».
В минувшем году антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций были затронуты следующие рынки: фармацевтических услуг; недвижимости; оказания услуг по предоставлению теплоэнергии; реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшегося промышленной или тепловой обработке.
В отчетном периоде количество выявленных нарушений повысилось. Объективной причиной повышения количества выявленных нарушений является проведение плановых проверок в отношении администраций муниципальных образований.
Так были выявлены нарушения связанные с принятием нормативно-правовых актов, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в МО «Теучежский район» и МО «Шовгеновский район».
По всем выявленным нормативным актам органов местного самоуправления, противоречащим нормам антимонопольного законодательства Адыгейским УФАС России были выданы предписания о приведении данных нормативно правовых актов муниципального образования в соответствие с Законом о защите конкуренции. Все выданные Адыгейским УФАС России предписания исполнены в срок.
Осуществляя контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства к торгам Управлением в 2010 году выявлено три нарушения.
Все 3 выявленных нарушения допущены органами власти муниципальных образований.
В 2010 году Адыгейским УФАС возбуждено 13 дел об административном правонарушении в связи с нарушением антимонопольного законодательства, (оплачено штрафов на сумму 250,0 тыс. руб. по постановлениям, вынесенным в 2010 году и 100 тыс. руб. по 2 постановлениям, вынесенным в 2009 году).
В сфере законодательства о рекламе Адыгейским УФАС проведено 3 проверки, 1 из которых была плановая и 2 внеплановых контрольных мероприятия. В отчетном периоде в Управлении возбуждено 13 дел, 1 дело прекращено в связи с отсутствием нарушения, по 12 принято решение о признании нарушения, выдано 12 предписаний об устранении нарушения, которые исполнены в установленный срок.
Адыгейским УФАС России было вынесено 13 постановлений об административном наказании в связи с нарушением законодательства о рекламе, 3 из которых обжалованы в судебном порядке, 2 - вышестоящему должностному лицу (решения по ним в отчетном периоде не приняты).
5 постановлений об административных наказаниях исполнены в установленные законом сроки, при этом сумма уплаченных штрафов составила 167 тыс. рублей (из них 15 тыс. рублей оплачены по 2 постановлениям, вынесенным в 2009 году (ст. 14.3 КоАП РФ) в отношении должностного лица ООО «Ленмедснаб - Доктор W».
Кроме того, 1 постановление о наложении штрафа направлено в УФССП России по РА для принудительного исполнения, т.к. в установленный законом срок не исполнено (в отчетный период не исполнено).
Результаты рассмотрения судами постановлений об административных наказаниях в связи с нарушением законодательства о рекламе (3 постановления):
-1 постановление отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения,
-по 1 постановлению решение суда кассационной инстанции еще не принято,
-1 постановление судом первой инстанции оставлено в силе, но в связи с тем, что оно не было исполнено в установленный законом срок было направлено в УФССП России по городу Москве для принудительного исполнения (постановление исполнено, перечислен штраф в размере 40 тыс. руб.), однако, решение суда первой инстанции обжаловано в порядке кассационного надзора и решение в отчетный период не принято.
Таким образом, всего Адыгейским УФАС России в отчетном периоде в связи с нарушением законодательства о рекламе привлечено к административной ответственности 4 юридических и 6 должностных лиц.

В сфере контроля за размещением заказов в Адыгейское УФАС поступило 82 жалобы от участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченных органов по размещению государственных и муниципальных заказов и созданных конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Анализ жалоб показал, что основными нарушениями законодательства о размещении заказов, явилось включение в документацию о размещении заказов требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом, а также необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Количество жалоб, поступивших в Адыгейское УФАС России в 2010 году возросло на 14 % по сравнению с предыдущим годом (2009 году поступило 72 жалобы).
В 2010 году Адыгейским УФАС России проведено 16 проверочных мероприятий, из них 1 плановая, 8 внеплановых выездных и 7 камеральных проверок. Количество проверочных мероприятий в 2010 году увеличилось в два раза по сравнению с 2009 годом.
Совместно с органами прокуратуры осуществлены 8 внеплановых проверочных мероприятия по контролю соблюдения Закона о размещении заказов.
По итогам проверочных мероприятий Адыгейским УФАС России выдано 13 предписаний (в 3 раза больше, чем в 2009 году), которые исполнены в установленные законом сроки.
В результате проведения проверочных мероприятий в отчетном периоде выявлено 155 нарушений Закона о размещении заказов (в 2009 году – 148 нарушений).
Наиболее часто выявляемые нарушения Закона о размещении заказов в ходе проверочных мероприятий: нарушение порядка размещения государственных и муниципальных заказов (необоснованный отказ (допуск) участников размещения заказа), нарушение должностными лицами порядка заключения государственных и муниципальных контрактов, неправомерное изменение условий исполнения контракта, установление в документации о торгах требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов.

За отчетный 2010 год Адыгейским УФАС России рассмотрено 243 дела об административных правонарушениях, совершенных в сфере размещения заказов, (в 2009 году - 107), из них прекращено производством 117 дел. Всего исполнено 85 постановлений об административных наказаниях, сумма штрафа подлежащего к взысканию в 2010 году составила 1558,1 тыс. руб., при этом оплачено штрафов на сумму 1226,3 тыс. руб. (79%).
Наиболее часто совершаемые административные нарушения в сфере размещения государственного и муниципального заказа: нарушение порядка размещения заказа (нарушение порядка отбора участников торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт), в том числе необоснованный отказ (допуск) в допуске к участию в торгах, установление Заказчиком в документации о торгах требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов (статья 7.30 КоАП РФ), а также нарушение установленного порядка заключения контрактов, неправомерное изменение условий их исполнения (статья 7.32 КоАП РФ),
Адыгейским УФАС России проведена в 2010 году работа по государственному контролю за экономической концентрацией.
В этой части рассмотрено 3 ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок. Во всех трех случаях Адыгейским УФАС России принято решение о выдаче предписаний хозяйствующим субъектам о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и предупреждение монополистической деятельности.
В Управление поступило 16 уведомлений о сделках с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций. 4 уведомления финансовых организаций о заключенных соглашениях.
В 2010 году Адыгейским УФАС России велась активная работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных
В отчетном периоде работа по адвокатированию конкуренции Адыгейским УФАС России была направленное на три целевые аудитории органы государственной власти и местного самоуправления, бизнес, население.
В 2010 году Управлением было принято участие в работе более чем 26 совещаний, заседаниях Кабинета Министров Республики Адыгея, совещаний с участием Президента Республики Адыгея и работе комиссий при Президенте Республики Адыгея, на которых руководителем Управления были сделаны доклады и подняты вопросы антимонопольного законодательства, вопросы контроля размещения заказов.
Дано более 20 интервью и комментариев представителям СМИ Республики Адыгея, основными темами которых были: разъяснение антимонопольного законодательства, а также о ситуации, складывающейся на рынке социально-значимой группы товаров.
Вышло более 15 статей и упоминай о деятельности Адыгейского УФАС России в республиканских печатных изданиях, региональных приложениях федеральных СМИ, а также на страницах интернет сайтов.
Была проведена пресс-конференция посвященная итогам работы антимонопольного органа за 2009 год и планам работы на 2010 год;
Использование механизма общественно-консультативного совета, созданного при Адыгейском УФАС России. Представители СМИ принимали участие в заседаниях общественно-консультативного совета итоги работы которых были освещены в СМИ.
Для целей адвокатирования конкуренции использовался официальный интернет сайт Адыгейского УФАС России. В этой связи регулярно размещается следующая информация:
- решения и предписания, выданные в ходе рассмотрения дел;
- методические рекомендации и разъяснения;
- судебная практика;
- новостной блок (анонсы рассматриваемых дел, жалобы поступившие в Управление, результаты их рассмотрения, участие в заседаниях с органами власти различных уровней и т.д.);
- анализы товарных рынков, проводимые Адыгейским УФАС России;
Проведение мониторинга цен:
- на топливо;
- социально-значимые продукты питания;
- лекарственные средства и т.д.
Осуществлялась подготовка и рассылка органам власти материалов по разъяснению позиции ФАС России, положений антимонопольного и иного законодательства.
На сайте Адыгейского УФАС России размещена Программа развития конкуренции на 2010 – 2012 годы в Республике Адыгея.
В целях открытости информации об осуществлении антимонопольным органом государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, рекламного законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сайте публикуются отчеты о деятельности Адыгейского УФАС России.
В Адыгейском УФАС России ведется постоянная работа с обращениями граждан. За 2010 год зафиксировано более 50 обращений граждан за разъяснениями по вопросам антимонопольного законодательства.
Специалисты Адыгейского УФАС России осуществляют преподавательскую деятельность в филиале Северо-Кавказской академии государственной службы.
Адвокатирование конкуренции в СМИ Республики Адыгея дало возможность к повышению открытости и прозрачности деятельности антимонопольного органа, что способствовало предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках.