Свобода конкуренции — основа развития Адыгеи

С переходом экономики республики на рыночные условия все более важное значение для ее успешного развития приобретает конкуренция. Куратором этого стратегического направления в Адыгее выступает Управление Федеральной антимонопольной службы по РА, которое возглавляет А.К.КУБАШИЧЕВ. После пресс-конференции «О стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2014 гг.» мы продолжили с ним разговор по этим вопросам, говорим об итогах работы этого ведомства и многом другом.

— Аслан Капланович, какова, на ваш взгляд, сегодня роль конкуренции в развитии экономики России?

— Я бы сказал, что это основа поступательного развития страны. Именно она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Поэтому защита и развитие конкуренции выступают одними из главных приоритетов государственной политики нашей страны. Особенность российской экономики проявляется в ее значительной зависимости от влияния монополий в различных сферах производства товаров и услуг. Это обусловлено преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации. Именно поэтому состояние конкуренции в российской экономике — наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к росту конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого усилия ФАС России и нас, как ее представителей в Адыгее, направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов естественных монополий и органов власти.

— В настоящее время ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013—2024 годов (далее — Стратегия). Что это за документ и какие приоритеты в вашей работе он устанавливает?

— До 2024 года Стратегия станет основным документом в работе всех антимонопольных органов. В относительно небольшом формате объемом в 27 страниц описываются мероприятия, направленные на развитие конкуренции и антимонопольного регулирования на территории страны. Она определяет четыре основных приоритета в деятельности нашей службы. Прежде всего, это создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции, снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков. В числе других важнейших приоритетов надо назвать обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования, создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.


Реализация Стратегии повысит качество контроля антимонопольных органов за слияниями и поглощениями субъектов экономики при снижении административной нагрузки на бизнес, усилит их роль как макрорегулятора экономики, будет способствовать формированию ее позитивного имиджа в стране.


— К достижению каких целей стремится ФАС России в рамках разработки и реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период до 2024 года?

— Прежде всего, к созданию благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики страны и республики, повышению качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечению единообразия подходов на всей территории России, снижению количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования Кодекса об административных правонарушениях.

И, конечно же, реализация Стратегии повысит качество контроля антимонопольных органов за слияниями и поглощениями субъектов экономики при снижении административной нагрузки на бизнес, усилит их роль как макрорегулятора экономики, поднимет ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира до места, не ниже 10, будет способствовать формированию ее позитивного имиджа в стране.

— Каковы основные итоги работы Адыгейского УФАС России за 9 месяцев?

— Для устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства нашим ведомством возбуждено 33 дела, выдано 22 предписания, из них 8 — в связи с нарушением законодательства о торговле. Рассмотрено 78 жалоб. Нарушителям выдано 26 предупреждений, из них 21 — ООО «Майкопская ТЭЦ», 2 — ОАО «Кубаньэнергосбыт» и по одному — ОАО «Кубаньэнерго» и ОАО АТЭК «Майкопские теплосети». За нарушения антимонопольного законодательства на виновных наложено штрафов на общую сумму свыше 5 млн. рублей.

Много внимания мы уделяем контролю за соблюдением законодательства о рекламе. За нарушения закона о рекламе возбуждено 9 дел. Они были инициированы в отношении банков, рекламных агентств, строительной компании, редакций газет и клиник, рекламирующих свои услуги с нарушением установленных норм права. В связи с выявленными нарушениями нами наложено административных штрафов на сумму 252 тысячи рублей.

Другим важным направлением остается контроль за соблюдением действующего законодательства о госзакупках. По этим вопросам в Адыгейское УФАС России за 9 месяцев 2013 года поступило 49 жалоб, которые рассмотрены и по которым приняты меры. Нашим ведомством выдано 20 предписаний, рассмотрено 91 административное дело, по которым нарушителями оплачено штрафов на сумму свыше 800 тысяч рублей. В реестр недобросовестных поставщиков нами внесено 2 хозяйствующих субъекта.

Сергей БОЙКО.