Когда дома не помогают даже стены

Редакция «СА» систематически изучает мнение общественности по актуальным вопросам экономического и социального развития Адыгеи. Напомним: 18 октября прошла «прямая линия» по проблемам совершенствования работы управляющих компаний республики. На вопросы читателей газеты отвечали руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РА А.К.Кубашичев, заместитель начальника управления, начальник государственной жилищной инспекции РА С.С.Жачемук, начальник управления ЖКХ Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА Р.Р.Нибо, руководитель отдела ЖКХ и благоустройства администрации города Майкопа Н.Н.Куликова и член комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты РА М.Д.Кубов.

Первой дозвонилась Л.Н.Тимошенко из поселка Майского Кошехабльского района. В доме №3 по улице Филатова, где она проживает, жители верхних этажей бросают в канализацию мусор, который забивает трубу. И чтобы обеспечить сброс стоков с нижних этажей, коммунальщикам приходится регулярно прочищать канализацию. По этому вопросу жильцы обращались к руководителю управляющей компании «Элит», но вопрос так и не решен. Р.Р.Нибо разъяснил порядок действий жильцов многоквартирных домов в таких случаях. Он позвонил руководителю УК «Элит» и дал поручение устранить засор. Тут же выяснилось, что об этом факте известно и С.С.Жачемук. Представители жилищной инспекции ранее выезжали на место, проверили эту информацию и установили, что она достоверна. Руководителю «Элита» представителями инспекции было сделано официальное предписание, а на организацию наложен штраф.

Однако вышеупомянутый звонок свидетельствует о том, что вопрос по-прежнему не решен. Посоветовавшись, участники «прямой линии» решили, что республиканская жилищная инспекция должна довести этот вопрос до логического завершения. А А.К.Кубашичев жестко добавил:

— За неисполнение предписаний в отношении руководителей компаний надо принимать меры в соответствии с действующим законодательством.

Натерпевшись от неправедных, по его мнению, начислений ООО «УК ЖЭУ №6» за коммунальные услуги, прямо в кабинет, где проводилась «прямая линия», пришел ветеран труда К.Р.Михайленко, проживающий в Майкопе по улице Лесной, 8.

— В сентябре я получил очередную квитанцию, — рассказал Константин Романович. — В июне в компании я «отстоял» строку «техобслуживание» в размере 870 рублей. И вдруг в сентябре у меня появляется по ней долг 670 рублей. Пошел к руководителю компании Н.Р.Алибердову, и тот сам перечеркнул ее, пообещав лично привезти мне домой квитанцию с правильным начислением. Действительно, привез, и долг этот убрали. Но потом досмотрелись с женой, бывшей раньше главным бухгалтером одного из предприятий, что общая сумма осталась неизменной. Потому как тот же долг разбросали по другим статьям.

Борьбу с бухгалтерией управляющей компании ветеран, по его словам, безуспешно ведет уже несколько месяцев.

Р.Р.Нибо предложил К.Р.Михайленко в понедельник прийти с квитанциями в министерство, чтобы разобраться и поставить точку в этом затянувшемся споре. А.К.Кубашичев задал ветерану вопрос:

— С начислениями проблемы только у вас или у всех жильцов вашего дома?

Выяснив, что страдают и другие жильцы, Аслан Капланович посоветовал дать поручение государственной жилищной инспекции провести проверку начислений у всех жильцов дома, а уже потом, разобравшись с начислением общедомовых услуг, принимать меры.

Л.А.Симонова, член совета многоквартирного дома по улице Юннатов, 2, рассказала, что ООО «УК ЖЭУ №5» за последние годы мало что изменило в стиле и методах «руководства» собственниками жилья в их доме. Сейчас эта компания вышла к ним с двумя предложениями. Первое — провести общее собрание собственников жилья и принять решение согласно 344 постановлению Правительства России о том, что разницу между показаниями общедомового счетчика и суммарным показанием индивидуальных приборов учета, которая относится на общедомовые нужды, они будут оплачивать не по нормативу, а по фактическому расходу. Второе — установить в их доме два прибора учета тепла общей стоимостью около 800 тыс. рублей, что жильцам сегодня не по карману.

Р.Р.Нибо пояснил, что компании имеют право выходить с предложениями по улучшению управления многоквартирными домами. Однако, говоря более конкретно об этом, надо заметить, что Правительство страны своим 344 постановлением частично сняло с собственников жилья в МКД больной вопрос об оплате общедомовых нужд и установило, что они оплачивают их только в объеме нормативов, размер которых регламентирует Управление государственного регулирования цен и тарифов РА. Тем самым руководство страны ориентирует управляющие компании на поиск потерь и перерасхода ресурсов. А руководство ООО «УК ЖЭУ №5» закинуло удочку в надежде, что сможет уговорить собственников жилья. Последние сами должны поразмыслить и принять верное решение.

Что касается установки счетчиков, то по этому вопросу интересное решение предложил М.Д.Кубов. В этом доме два ввода теплоносителя. По его мнению, надо изучить возможность проведения реконструкции сетей этого дома, чтобы оставить один ввод. И тогда можно будет обойтись одним прибором учета тепла. Р.Р.Нибо добавил, что управляющей компании надо лучше изучить этот вопрос и предложить жильцам другие, более подходящие варианты.

Следующий звонок поступил от жителей первого подъезда многоэтажки по улице Пролетарской, 304, которые рассказали о том, что канализационная труба в этом подъезде периодически забивается мусором и стоки начинают подниматься по ней. Чаще других страдают жильцы первого этажа. Спасибо работникам аварийной службы, которые оперативно приезжают, сбрасывают стоки в подвал и прочищают трубу. Однако это связано с перерасходом средств, в подвале стоит жижа, а во дворе — дурной запах. Обращения к руководству ООО «УК ЖЭУ №2» по этому вопросу ничего не дают. Оно считает, что в этой проблеме виновны жильцы верхних этажей, сбрасывающие в канализацию мусор и тряпки, которые затем и находят в трубах «аварийщики».

Р.Р.Нибо отметил, что эта проблема ему известна: он был в этом доме и знаком с ситуацией.

— Не думаю, что в этом подъезде живут самые «некультурные» собственники во всем многоквартирном доме. По всей видимости, помимо названной причины, здесь играют свою роль и особенности конструкции канализации именно в этом подъезде, — сказал он и предложил два варианта решения этой задачи. Самим жильцам следует сбрасывать в канализацию только жидкие стоки, а управляющей компании — проанализировать затраты по этому дому на аварийные вызовы и исходя из этого решиться на реконструкцию линии канализации, возможно, с увеличением диаметра трубы. Эту информацию в газете просим считать официальным обращением жильцов дома к руководителю ООО «УК ЖЭУ №2» И.А.Рылькову.

Затем Р.Р.Нибо ответил на звонок председателя совета дома по улице Пролетарской, 229, С.И. Хабрачо, которую беспокоит то, что установленный в их доме в ходе капитального ремонта еще в 2008 году прибор учета тепла до сих пор не работает. Никто из работников управляющей компании ООО «УК ЖЭУ №2» не побеспокоился о том, чтобы все-таки ввести прибор в работу к началу нового отопительного сезона. А жильцы платили за эту услугу не по нормативу, а по фактическому потреблению.

Руслан Рашидович пообещал разобраться и помочь в решении этого вопроса. В понедельник он обсудил этот вопрос с М.Д.Кубовым и позвонил руководителю ООО «УК ЖЭУ №2». Достигнута договоренность о том, что прибор учета в этом доме будет запущен в работу до 1 ноября 2013 года.

Следующий звонок поступил от ветерана труда А.М.Киселева, проживающего в Майкопе по улице Лесной в доме №10:

— Разве может одна лампочка в подъезде дома потреблять электроэнергии больше, чем весь дом? — с негодованием спросил он и рассказал о проблемах с начислением оплаты за коммунальные услуги по ОДН в бухгалтерии ООО «УК ЖЭУ №6». Его вопрос во многом перекликался с проблемами, о которых рассказал К.Р.Михайленко, поэтому Р.Р.Нибо предложил рассмотреть их вместе на следующей неделе.

Последним на «прямую линию» дозвонился Ф.А.Тряпкин, проживающий в Майкопе по улице 12 Марта, 136. Он рассказал о том, что их дом попал в городскую программу капитального ремонта. При приемке дома из ремонта представитель совета проявил строптивость и не подписал документы. А позже жильцы обратились в ОБЭП и МВД города с жалобой на некачественное освоение бюджетных средств. В ответ на это руководство ООО «УК ЖЭУ №1» не включило двор этого дома в программу асфальтирования.

Р.Р.Нибо разъяснил, что ремонт дворов велся в рамках партийной программы, поэтому управляющая компания не имеет к этому никакого отношения. На ремонт двора надо подготовить смету, чтобы знать цену вопроса. А затем вместе с управляющей компанией искать средства для решения этой проблемы.

Подготовил Сергей БОЙКО.
Фото Аркадия КИРНОСА.

Подводя итоги «прямой линии», ее участники отметили, что управляющие организации города и всей республики осуществляют свою деятельность в трудных условиях, мешает и сохраняющаяся инертность собственников жилья в МКД. Тем не менее очевидно, что в работе управленцев давно назрели перемены к лучшему, прежде всего в повышении качества коммунальных услуг и снижении задолженности собственников жилья по платежам за них. Наряду с этой формой управления жилым фондом следует повышать роль самодеятельных добровольных объединений граждан, таких как ТСЖ. И, конечно же, надо осуществить меры по демонополизации рынка управления жилым фондом республики, чтобы он стал более конкурентным.