Контроль по всем направлениям

Очередное заседание общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея было посвящено подведению итогов работы УФАС за 2012 год.

В начале заседания руководитель управления, государственный советник Российской Федерации II класса А.К. Кубашичев отметил снижение некоторых рейтинговых показателей работы службы за 2012 год, связанных в первую очередь со снижением административного давления на бизнес.

В прошлом году управлением осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, за соблюдением законодательства о рекламе, за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд. Объектом работы было также соблюдение законов о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в сферах торговой деятельности, использования земли, электроэнергетики и т.д.

При реализации конкурентного права на территории республики Адыгейским УФАС России особое внимание уделяется рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Адыгеи, на действия органов исполнительной власти и местного самоуправления. Действия и бездействие последних приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно повлиять на развитие экономики республики.

Так, в отношении ООО «Майкопская ТЭЦ» возбуждено дело в связи с заявлением индивидуального предпринимателя о нарушении сроков направления подписанного проекта договора и технических условий. По итогам рассмотрения этого дела комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения и выдала ООО «Майкопская ТЭЦ» предписание о его прекращении. Это предписание было исполнено в установленный срок и в суде не обжаловалось. На генерального директора ООО «Майкопская ТЭЦ» наложен административный штраф в размере 20 тыс. рублей, а на само предприятие — штраф в размере 100 тыс. рублей.

В связи с недавними изменениями в антимонопольном законодательстве при условии выполнения выданного предупреждения дело о нарушении закона не возбуждается, и лицо, выполнившее требование-предупреждение, не подлежит административной ответственности. В прошлом году управлением было выдано 8 предупреждений, связанных с наличием бездействия со стороны субъекта, занимающего доминирующее положение. 2 предупреждения получило ООО «Майкопская ТЭЦ», 3 — ОАО «Кубаньэнерго» и по одному предупреждению у ОАО «АТЭК», ОАО «Ростелеком», ОАО «Кубаньэнергосбыт».

Рынок пассажирских перевозок в 2012 году был затронут антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления и других органов, осуществляющих их функции. Выявленное нарушение связано с необоснованным препятствованием деятельности хозяйствующих субъектов.

Два нарушения выявлено в ходе осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства к торгам. Оба они допущены органами местного самоуправления. По заявлению ООО «Золотой Капитал плюс» было возбуждено дело в отношении администрации МО «Тахтамукайский район» по признакам нарушения части 1 статьи 17 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении критерия оценки заявок участников конкурса на право заключения договора аренды полигона ТБО.

По итогам рассмотрения дела комиссия Адыгейского УФАС России приняла решение о признании нарушения. Однако в связи с тем, что между администрацией МО «Тахтамукайский район» и победителем этого конкурса заключен договор аренды, предписание не выдавалось, дела об административных нарушениях не возбуждались.

Второе дело было возбуждено по заявлению ООО «Майкоптранс» и ООО «Пилот-ХХI век» — участников конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, проведенного администрацией МО «Город Майкоп». Были нарушены установленный порядок проведения конкурса на право обслуживания городских маршрутов и порядок определения победителя, что является нарушением части 1 статьи 17 федерального закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения дела комиссия Адыгейского УФАС выдала администрации МО «Город Майкоп» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Было возбуждено дело в отношении Совета народных депутатов МО «Кошехабльский район» по признакам нарушения статьи 17.1 федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в ограничении прав физических лиц на получение муниципального имущества в аренду.

16 дел было возбуждено и рассмотрено по жалобе заявителя на действия организатора торгов — комитета имущественных отношений администрации муниципального образования «Майкопский район» при продаже земельных участков.

В 2012 году Адыгейским УФАС вынесено 15 постановлений об административных наказаниях, из них 7 уже исполнено, 4 находится в стадии исполнения. Сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства составила 1162 тыс. руб.

В сфере контроля за исполнением федерального закона от 13.03.2006 г. №28-ФЗ «О рекламе» возбуждено 6 дел, выдано 5 предписаний об устранении нарушений, которые исполнены в установленный срок. Одно нарушение было добровольно устранено в процессе рассмотрения дела.

По обращению ОПФР по РА в связи с рекламой возможности использования материнского капитала Адыгейским УФАС России было рассмотрено дело в отношении ООО «Инвестиционная компания «Старый порт».

Нарушение части 7 статьи 5 федерального закона «О рекламе» выразилось в распространении в офисе компании рекламных буклетов, в которых отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования. Потребители при этом вводятся в заблуждение. За нарушение законодательства о рекламе на ООО «Инвестиционная компания «Старый порт» и на генерального директора предприятия наложены штрафы в размере 100 тыс. и 4 тыс. рублей соответственно, которые оплачены в установленные законом сроки.

В сфере контроля за исполнением федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в прошлом году в управление поступила 71 жалоба от участников размещения заказа на действия заказчиков, уполномоченных органов по размещению заказов и созданных конкурентных, аукционных, котировочных комиссий. Из них комиссией Адыгейского УФАС России обоснованными признаны 22, необоснованными — 43 жалобы, 3 жалобы отозваны и 3 возвращены на основании положений статьи 59 закона о размещении заказов.

Анализ жалоб показал, что основными являются нарушения законодательства о размещении заказов, содержащиеся в документации о торгах, а также необоснованный отказ в допуске к участию в торгах. По итогам проведенных внеплановых проверок в ходе рассмотрения жалоб в соответствии с частью 5 статьи 17 закона о размещении заказов комиссией УФАС выявлено 72 нарушения, выдано 30 предписаний, из которых исполнено 27, 2 — в стадии исполнения и 1 — обжаловано в Арбитражный суд РА.

Всего в 2012 году было проведено 16 проверочных мероприятий, из них одна плановая, 15 внеплановых выездных и камеральных проверок. В результате выявлено 267 нарушений закона о размещении заказов, выдано 2 предписания.

Наиболее часто выявляемые нарушения закона о размещении заказов — установление в документах о торгах, запросах котировок требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных законом.

В 2012 году Адыгейским УФАС России проведена работа по государственному контролю за экономической концентрацией. Было рассмотрено два ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок. Во всех случаях управлением принято решение о выдаче предписаний хозяйствующим субъектам, направленных на обеспечение конкуренции и предупреждение монополистической деятельности. Велась активная работа по адвокатированию конкуренции, которая была направлена на три целевые аудитории — органы государственной власти и местного самоуправления, бизнес, население.

Ведется и постоянная работа с обращениями граждан. В 2012 году зафиксировано 23 обращения за разъяснениями по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов.

Кроме того, на заседании членами ОКС был поднят вопрос о необходимости анализа ситуации по динамике численности индивидуальных предпринимателей в Республике Адыгея в связи с увеличением социальных выплат.

Также обсуждены вопросы о случаях проведения контрольно-надзорными органами внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей без согласования с органами прокуратуры республики.

Владимир РУДАКОВ.