На страже конкуренции

Обсуждение проекта стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации стало темой очередного заседания общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по РА.

Руководитель управления, государственный советник РФ II класса А.К.Кубашичев ознакомил членов совета с основными положениями третьего антимонопольного пакета законов.

Он предусматривает реализацию решений Президента и правительства РФ в области конкуренции, в том числе в рамках деятельности правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Внесение изменений в законодательство РФ направлено на совершенствование антимонопольного регулирования. Это прежде всего модернизация законодательства о естественных монополиях. Готовятся поправки и в федеральный закон «О защите конкуренции», связанные со вступлением в ВТО.

Предполагается расширить сферу применения новых правовых институтов, таких, как предупреждение и предостережение. Поправки будут внесены также в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Совместно с Верховным судом РФ и МВД России предполагается сформировать механизм эффективного расследования ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей) и создать правовые гарантии освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению карателей и расследованию преступлений.

На рынке нефти и нефтепродуктов проект предполагает отраслевые меры: введение формульного ценообразования в целях пресечения злоупотребления доминирующим положением. На оптовом рынке электроэнергии будут устраняться преимущества для отдельных участников, на розничном — вводиться единая группа точек поставки на регион.

В проблемной сфере коммунальных услуг усилия будут направлены на повышение качества обслуживания и снижение цен для конечного потребителя. На рынке услуг по управлению многоквартирными домами предложен ряд мер по повышению прозрачности процедуры отбора управляющих организаций.

На рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом меры будут направлены на повышение обеспеченности транспортом населения, увеличение количества перевозчиков и улучшение их финансовых показателей за счет нетарифных мер. Следствием должно стать снижение стоимости перевозок. Проект содержит также предложения по реализации отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на рынке авиаперевозок, в сфере связи и информационных технологий, на рынке средств защиты фискальных данных, на рынках химической промышленности, агропромышленного комплекса, в рыбохозяйственном комплексе, в сфере розничной торговли продовольственными товарами и на рынке похоронных услуг.

Уже известны первые итоги реализации третьего антимонопольного пакета законов. Некоторым аспектам развития административной и судебной практики в результате его принятия был посвящен доклад начальника правового управления ФАС России Сергея Пузыревского на семинаре, организованном ФАС совместно с Международным союзом юристов. К числу наиболее сложных вопросов применения антимонопольного законодательства были отнесены: установка доминирующего положения, квалификация отдельных форм злоупотребления доминирующим положением, квалификация картелей и других ограничивающих конкуренцию соглашений, оценка действий органов власти на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и пределы полномочий антимонопольных органов по пресечению нарушений законодательства.

Со стороны органов власти наиболее распространенной формой нарушения антимонопольного законодательства является: принятие актов, ограничивающих конкуренцию, и бездействие органов власти. Кроме этого, встречаются незаконное предоставление государственных и муниципальных преференций, ограничение конкуренции при проведении торгов, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений.

Многие аспекты стратегии развития антимонопольного регулирования были отражены в докладе А.К.Кубашичева на заседании общественно-консультативного совета при Управлении ФАС по РА, посвященном подведению итогов деятельности за 9 месяцев 2012 года.