Кордон монополиям

Антимонопольная служба Адыгеи в прошлом году продолжала осуществлять контроль и надзор за исполнением целого ряда федеральных законов, отнесенных к полномочиям службы. Это законы о защите конкуренции, о государственных закупках для государственных и муниципальных нужд, о рекламе, о торговле и другие.

- При вынесении своих решений, - прокомментировал руководитель Адыгейского УФАС России А.К. Кубашичев на недавней пресс-конференции, - во главу угла мы ставим тот факт, что деятельность любого предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке, в конечном итоге отражается на жизнедеятельности других предпринимательских структур и, в первую очередь, на рядовых гражданах.
Так, по закону о защите конкуренции в прошлом году завершено 27 дел с выдачей предписаний. К числу характерных нарушений в части антимонопольного законодательства относятся злоупотребления при заключении договоров на поставки товаров и услуг, нарушение установленного порядка ценообразования и т.д. По требованию Президента РФ, представители антимонопольных органов включены с прошлого года в состав региональных энергетических комиссий.
В структуре нарушений в части антимонопольного законодательства чаще всего нарушения исходят от должностных лиц властных структур. В первую очередь, констатирует УФАС, это нарушения при использовании государственной и муниципальной собственности.
Рассматривались в 2011 году и дела в отношении ряда управляющих компаний, которые привлекались к ответственности в части нарушений установленного порядка ценообразования. По всем нарушениям применялись санкции как к самим хозсубъектам, так и к должностным лицам.
На слуху в минувшем году был и закон о госзакупках, вокруг которого сломано немало копий. Основной принцип госзакупок — добросовестная конкуренция между всеми субъектами бизнеса за право участвовать в госзаказе, за право доступа к государственным и муниципальным средствам. 56 жалоб получил Адыгейский УФАС в прошлом году по этому поводу. Характерные нарушения — включение в конкурсную документацию требований к потенциальным участникам торгов, которые не предусмотрены законом, бездоказательный, необоснованный отказ в допуске определенных участников к торгам. По итогам проверок антимонопольной службой выдано порядка 36 предписаний, 230 административных дел рассмотрено по отношению к должностным лицам. 
В рамках этого же закона было рассмотрено 15 обращений по включению в реестр недобросовестных поставщиков. (Когда кто-то победил на торгах и не исполняет госзаказ.)
- Нашим решением, - конкретизировал А.К. Кубашичев, - 11 предприятий были включены в прошлом году в этот реестр. Последствия самые серьезные: в течение нескольких лет предприятия не имеют права участвовать в торгах на территории Российской Федерации. Хотя органы власти, хочу это подчеркнуть, не практикуют и не используют в должной мере этот рычаг. Одна и та же фирма может побеждать на торгах, а потом заказчики начинают жаловаться на недоделки в работе. Выход простой: подайте заявление, и мы таких недобросовестных участников госзаказа включим в реестр.
По закону о рекламе в прошлом году антимонопольная служба выдала 9 предписаний, в основном по рекламе кредитных организаций. Суть проблем выглядит примерно так: где-нибудь на выносной рекламе человек крупным шрифтом читает: чуть не под 0% «предоставляем кредит»! А при составлении договора мелким шрифтом вписываются условия обслуживания договора, в которых (за вручение повестки, извещения и т.д.) процент по кредиту может «набегать» до 40%.Почти на 360 тысяч рублей кредитными организациями (в том числе крупными банками) были оплачены штрафы в 2011 году.
Были у Адыгейского УФАС и дела по незаконному использованию олимпийской символики (здесь закон о рекламе стыкуется с законом о защите конкуренции), и по закону о торговле. Ежемесячно осуществлялся антимонопольной службой мониторинг цен на жизненно необходимые продовольственные товары, лекарственные средства, топливо.
С января этого года вступили в силу поправки к действующему антимонопольному законодательству. Самым серьезным нарушением будет считаться картель — соглашение между хозяйствующими субъектами. При этом «вертикальные» соглашения выведены из-под уголовной юрисдикции (если человек сам произвел, сам себе поставил). Внимание будет уделяться «горизонтальным» соглашениям. Например, две фирмы торгуют бензином и договариваются о цене и сферах влияния. Вот в таком случае можно попасть за решетку.
Теперь под закон о защите конкуренции подпадает и вопрос приватизации государственного, муниципального имущества. Органы власти обязаны размещать в общедоступном месте информацию о приватизации имущества, условия приватизации, причем, в течение 10 дней им запрещено подводить итоги приватизации. Это время для того, чтобы можно было обжаловать решение приватизационной комиссии в антимонопольный орган, который должен в пятидневный срок провести проверку и вынести решение, правильно прошла приватизация или нет.
Вводится новым законодательством и институт предупреждений: поступила жалоба на хозсубъект, для начала делается предупреждение, если устранил — дело останавливается, нет - повод для комплексной проверки. Санкции - до 15% годовой выручки.
По новому законодательству, к субъектам естественных монополий отнесены предприятия водоснабжения и водоответвления, на которые поступает много жалоб.
Новый 223 ФЗ также определяет поведение для отдельных юридических лиц при закупках товаров, работ и услуг. Это касается госкорпораций, естественных монополий, МУП, ГУП, автономных учреждений, предприятий с долей государственного участия и так далее.
В общей сложности в 2011 г. антимонопольная служба Адыгеи участвовала в 138 судебных разбирательствах всех юрисдикций и уровней, заканчивая Высшим арбитражным судом РФ.