Учитывать потребность в госзакупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

На прошлой неделе состоялось очередное заседание общественно-консультативного совета при Управлении федеральной антимонопольной службы по РА. Вел заседание руководитель антимонопольной службы, сопредседатель совета А.К.Кубашичев.
На заседании были рассмотрены вопросы, касающиеся законопроекта Минэкономразвития «О федеральной контрактной системе» и позиции ФАС России по совершенствованию системы госзакупок путем внесения изменений и дополнений в действующий ФЗ №94, а также о существующих между двумя ведомствами принципиальных разногласиях.
Как отметил А.К.Кубашичев, Федеральный закон №94 был направлен на разумную, эффективную, целевую и добросовестную реализацию федеральных, региональных, муниципальных денежных средств на приобретение работ, товаров и услуг. Это антикоррупционный закон, он служит защите конкуренции: все участники закупок имеют равный допуск к государственным денежным средствам.

Как было отмечено на заседании, данный закон неоднозначен, с момента своего принятия в 2005 году он совершенствовался. Однако в среднем за год применение данного закона позволяет сэкономить от 200 до 250 млрд. рублей.

На основании данного закона предприниматели имеют возможность защитить свои права за 5 дней, ни в одной отрасли в сфере экономики они не могут защитить свои права за столь короткий срок.
Данный ФЗ-94 потребовал изменений в бюджетный и налоговый законы, было принято более 30 нормативных актов правительства РФ для того, чтобы его исполнить.

Сегодня на электронные торги зарегистрировалось более 1 млн. 200 тыс. потенциальных участников. К данному закону есть претензии со стороны научной, творческой среды, и там есть проблемы. Сегодня Минэкономразвития РФ подготовило законопроект «О федеральной контрактной системе», но существуют определенные разногласия между данным министерством и ФАС России по ряду пунктов. И стоит задача прийти к консолидированному решению.

Как отметил А.К.Кубашичев, в РФ более 220 тыс. заказчиков. Сегодня есть предложения со стороны ФАС о том, чтобы в каждом субъекте РФ был уполномоченный орган, который не только размещал бы заказ, но и выступал заказчиком. Кроме того, необходимо в республике формировать предварительный реестр госзакупок. Это позволит наладить учет потребности в этих госзакупках. Создание реестра, планирование госзакупок также позволят определить перспективы тех или иных работ, реализации тех или иных проектов. И если через дорогу уже построен какой-то объект, то нет смысла заказывать строительство еще одного. Анализом потребности в закупках, объектах должен заниматься конкретный уполномоченный орган. А вопросами госзакупок — профессионально подготовленные люди.
Федеральная антимонопольная служба предлагает следующее: при условии, если цена контракта от начальной цены снизилась на 25%, то тогда участник заказа должен увеличить свои гарантийные финансовые обязательства по исполнению контракта в 1,5 раза от ранее заявленной суммы. И если он идет на понижение, то пусть добавит средства на финансовое подкрепление этого заказа. И это его насторожит.

Что касается качественных характеристик выполнения госзаказа, то должна быть создана экспертная комиссия, которая и будет проводить экспертизу качества. К примеру, сегодня, если в строительстве размещается заказ свыше 50 млн. руб., участникам конкурса необходимо подтвердить, что за последние пять лет как минимум на 20% от этой суммы качественно выполнены строительные работы, построены объекты. И при выполнении госзаказа есть ценовые и качественные характеристики.

Такую же систему антимонопольная служба предлагает внедрить в лекарственном обеспечении и в других сферах. Свою добросовестность предприниматель должен подтверждать работой. Но нельзя перегнуть палку в этом вопросе, иначе ни одна новая организация не выйдет сегодня на рынок.

ФАС предлагает создать реестр недобросовестных поставщиков и включить туда не только организации, но и их руководителей, хозяев. Кроме того, прием заявок необходимо осуществлять через электронные торги, так как заказчик в этом случае не будет знать, кто подал заявку. И он обязан ее рассмотреть по критериям цена — качество.
ФАС предлагает ввести ответственность не только для подрядчика за нарушение исполнения контракта, но и для заказчика — за несвоевременную приемку исполненного государственного контракта.
Как было отмечено, законопроект «О федеральной контрактной системе» содержит много общих норм и принципов, но не содержит четких механизмов регулирования. Многие положения носят декларативный характер, что приведет к различному толкованию таких положений в правоприменительной практике.

По словам А.К.Кубашичева, необходимо осторожно подходить к корректировке положений ФЗ №94. А пока четко не проработаны новые положения — руководствоваться действующим законом с внесением в него изменений и замечаний, в т.ч. и с учетом ряда позитивных положений, отраженных и в законопроекте минэкономразвития. А отменять то, что уже наработано предпринимателями и властью за 6 лет, пока рано. Нельзя ломать полностью то, что работает. Надо, конечно, разрабатывать федеральную контрактную систему, но это очень сложный процесс. Он состоит из пяти ступеней, включающих в себя вопросы планирования, сопровождения, размещения, контроля приема, регистрации.

Необходимо четко определить, кто будет исполнять контроль и надзор, кто будет заниматься планированием заказов. Необходимо вносить в старый закон те изменения, которые улучшат его.
Владимир КИСЕЛЕВ.