Фас на вас

Никто уже не оспаривает утверждения, что своеобразным локомотивом развития экономики служит конкуренция, потому что это - аксиома. О том, как осуществляется антимонопольный контроль в нашей республике рассказал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по РА, государственный советник Российской Федерации II класса Аслан Кубашичев.

Аслан Капланович, деятельность антимонопольного ведомства настолько разнопланова и объемна, что трудно даже перечислить все мероприятия. И все же, по каким направлениям работают специалисты-антимонопольщики, в чем особенность их деятельности?

- Наши специалисты осуществляют контроль по
всем направлениям, предусмотренными полномочиями антимонопольных органов. В частности, они контролируют деятельность субъектов занимающих доминирующее положение на товарных рынках, соблюдение законодательства о рекламе, а так же в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Особое внимание при реализации конкурентного права уделяется рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, а также индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. В фокусе у нас и органы исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно повлиять на развитие экономики.

Что касается особенностей, то они связаны с принятием в прошлом году так называемого второго антимонопольного пакета законов, который ужесточил требования к предприятиям –монополистам. В то же время он снял многие барьеры в деятельности малого и среднего бизнеса, который сегодня во многом определяет «погоду» на товарных рынках. Ужесточены требования к картелям, к их совместным действиям, чтобы диктовать на рынке «свои» цены. Самое ужасное, когда картели согласованно работают на рост или снижение цен, что недопустимо на товарных рынках. Именно поэтому внесены изменения в ст.178 УК РФ. Теперь картельный сговор приравнивается к мошенничеству со всеми вытекающими правовыми и уголовными последствиями. К слову отметить, эта поправка приближает нас к законодательству государств, с развитой рыночной экономикой.

Как показала практика, чаще всего закон об антимонопольной деятельности нарушают сами органы власти. Это весьма характерно для всех территорий страны, в том числе и для нашей республики. Чиновники, начиная с муниципальных, республиканских и заканчивая федеральными, нарушают закон о госзакупках. Кстати, в прошлом году, несмотря на экономический кризис, количество закупок увеличилось многократно, в этой же прогрессии увеличилось и количество нарушений. Причем, на первом месте по количеству нарушений антимонопольного законодательства и по суммам штрафов стоят территориальные федеральные структуры власти на местах. Комментарии, как говорится, излишни.

- Поговорим теперь о конкретной практике выявления и пресечения нарушений законодательства о защите конкуренции…

- Извольте, приведу один, но очень характерный факт. Одним из «популярных» видов злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке является навязывание контрагентам невыгодных условий договора или нарушение установленного порядка ценообразования и ущемление интересов физического лица, выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора.

А вот иллюстрация к этому утверждению. В наше управление поступило заявление от руководителя Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых». В этом документе сообщалось, что МУП «Майкопводоканал» необоснованно отказывается от заключения договора водоснабжения с Адыгейской республиканской организацией «Всероссийское общество слепых». Изучив материалы дела, наши специалисты прияли решение о возбуждении дела, по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». МУП «Майкопводоканал» выписано предписание о прекращении нарушения, которое было исполнено в установленный срок.

- А что же в итоге большой и бескомпромиссной борьбы за конкурентную среду?

- В минувшем году нашим ведомством рассмотрено в общей сложности 139 дел об административных правонарушениях, из них по 109 делам вынесены постановления об административном наказании в виде штрафа на общую сумму 2,6 млн. рублей Производство по 30 делам прекращено в связи с малозначительностью совершенных правонарушений.

Исполнено 74 постановления о наложении штрафов, в стадии исполнения находятся четыре постановления, сроки добровольного исполнения которых не истекли. Два постановления о наложении штрафов направлены для принудительного исполнения в УФССП России по РА.

-Какие цели ставите на текущий год, какой предполагаете использовать ресурс для развития конкуренции?

- Федеральное ведомство ставит перед службами в регионах самые высокие цели и задачи современного антимонопольного регулирования, конкурентной политики в сферах, касающихся пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, порядка предоставления государственных и муниципальных преференций, сокращения необоснованных административных барьеров и устранения избыточного регулирования.

Напомню, что теперь закупки естественных монополий, а также государственных корпораций станут производиться в соответствии с законом о госзакупках. Кроме того, с 1 февраля вступил в силу ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который должен наладить цивилизованные отношения между производителями, поставщиками и продавцами, а в выигрыше должны остаться покупатели. В нашей службе уже разрабатывается механизм определения долей торговых сетей на рынке.

В заключение, я хотел бы обратиться ко всем участникам товарных рынков республики. Если вы или ваше предприятие - участник картельного сговора, сообщите об этом в управление Федеральной антимонопольной службы по РА. Участник картеля, первым сообщивший о нем в антимонопольный орган и добровольно отказавшийся от участия в сговоре, полностью освобождается от ответственности. Напомню, что за участие в картельном сговоре установлена административная ответственность:
для должностных лиц - в виде административного штрафа в размере от
двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет, для юридических лиц - штраф в размере от 1 до 15 процентов размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара. Для участников картельного сговора наступает и уголовная ответственность, если они причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (более одного миллиона рублей) либо извлекли доход в крупном размере (более пяти миллионов рублей).


Если вашему предприятию мешают недобросовестные конкуренты, вступившие между собой в сговор, также сообщите об этом нам. Антимонопольный орган проверит их работу, а у вас появится конкурентное преимущество. Если вы предприниматель или гражданин с активной жизненной позицией, то сообщите об известных вам случаях картельных сговоров. Это поможет восстановить справедливость. Управление ФАС России по РА находится по адресу: 385000 г.Майкоп, ул.Ленина, 40. тел/факс (8772) 57-05-22, e-mail: to01@fas.gov.ru
 

Советская Адыгея