В антимонопольной службе Адыгеи рассмотрели вопросы предоставления энергетических услуг

Вопросы электроснабжения граждан и юридических лиц региона, частые отключения электроэнергии в некоторых районах, скачки напряжения после подключения и качество поставляемой электроэнергии, целесообразность использования двухтарифных счетчиков обсудили на заседании Общественного совета при Адыгейском УФАС России.

Как отметил руководитель Адыгейского УФАС России Аслан Хапачев, Общественный совет является совещательно-консультативным органом общественного контроля и его решения носят рекомендательный характер.

По его словам, за последний год управление наложило более 50 млн. рублей штрафов на поставщиков электроэнергии. Но это не самоцель ведомства — она заключается в том, чтобы правила, которые существуют на монопольном рынке, были понятны потребителям.

— Легче договориться за столом переговоров, чтобы облегчить жизнь потребителям и не усугублять положение сетевых компаний, которые подвергаются огромным штрафам. И делать это нужно не в суде, а за круглым столом, что зачастую более эффективно, — сказал Аслан Хапачев.

Какова причина отключений?

Как было отмечено на заседании, из обращений граждан следует, что в некоторых районах наблюдается частое отключение электроэнергии и, как следствие, после этого фиксируется сильный скачок напряжения, приводящий к поломке бытовой техники. С чем это связано, возможно ли проведение технических мероприятий по устранению указанных фактов и в какие сроки, интересуются жители муниципалитета.

Между тем поставщик электроэнергии не несет ответственности за порчу бытовой техники, пропавшие продукты. А срывы в подаче электро­энергии объясняются аварией на линии, профилактическими мероприятиями.

По словам и.о. директора филиала ПАО «Россети Кубань» Адыгейские электрические сети Дмитрия Рязанцева, в районах отключения электроэнергии были связаны с большой реконструкцией, которая происходила по поручению администрации региона. Но сейчас, после завершения реконструкции, подача электроэнергии осуществляется в нормальном режиме. Отключения, которые происходят, не превышают 24 часов, что допускается законодательством. А в течение года эти отключения в сумме не могут быть более 72 часов.

По обращениям жителей энергетики устанавливают обрывы — используют для этого специальные приборы, которые в течение недели мониторят качество электрической энергии.

— Что касается испорченной техники, то каждый подобный случай рассматривается индивидуально. И эти случаи могут быть рассмотрены и урегулированы в сетевой компании в досудебном порядке, — проинформировал Дмитрий Рязанцев.

Почему сложно дозвониться до Майкопской ТЭЦ?

Также участники заседания подняли вопрос о работе диспетчерской службы ООО «Майкопская ТЭЦ». По словам жителей Майкопа, порой сложно дозвониться и получить необходимую информацию во время непогоды и отключения электроэнергии.

— Факты, связанные с невозможностью дозвониться до диспетчерской службы, имеют место. У нас 4 канала связи — два мобильных и два городских. Невозможность дозвониться первые полчаса связана с количеством звонков. Кроме того, на диспетчера, помимо ответа на звонки, возложена обязанность работать с оперативной бригадой, которая уезжает на устранение обрывов в сетях. Но мы оперативно сообщаем об экстремальных ситуациях в соцсетях, — прокомментировал заместитель генерального директора ООО «Майкопская ТЭЦ» Александр Складаный.

По предложению председателя Общественного совета Сергея Пастернака ООО «Майкопская ТЭЦ» рекомендовали улучшить работу диспетчерской службы при возникновении аварийных ситуаций. Прозвучали, к примеру, предложения информировать квартальных об отключении электроэнергии из-за аварий и сроках их устранения, а также старших домов. Они имеют возможность за 15-20 минут оповестить об этом жителей.

Выгоден ли двухставочный тариф?

На заседании был рассмотрен вопрос о целесообразности установки двухтарифного счетчика. По словам Сергея Пастернака, в идеале энергетики должны стимулировать граждан снимать пиковые нагрузки в энергосистеме и больше использовать электроэнергию ночью. К примеру, включать в это время стиральные машины и другие бытовые приборы. На практике получается, что в это же время таким потребителям днем повышают тариф, и он становится выше, чем для одноставочных счетчиков. В результате платить за электроэнергию приходится больше, и экономии при использовании счетчиков день-ночь практически нет.

— Использовать двухставочный тариф выгодно в том случае, если люди дома занимаются бизнесом, к примеру, открывают производство хлеба в ночное время, на которое уходит большой объем электроэнергии. Но если ночью вы лишь включаете стиральную машину, то это не принесет эффекта. Следует помнить, что такие цены на электро­энергию установил государственный регулятор и довел их до нас, — разъяснил директор Адыгейского филиала ПАО «ТНС Энерго Кубань» Вячеслав Дауров.

При рассмотрении вопроса платы по тарифу день-ночь было решено обратиться в региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов о разъяснении и возможном снижении существующих тарифов день-ночь.

В течение 2023 года Общественный совет при Адыгейском УФАС России планирует также рассмотреть ряд вопросов, касающихся предоставления коммунальных услуг теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения.