Под контролем антимонопольной службы

Руководитель Адыгейского управления федеральной антимонопольной службы России Аслан ХАПАЧЕВ провел пресс-конференцию для городских и республиканских СМИ, посвященную основным направлениям и результатам деятельности Адыгейского УФАС за 2022 год.

Аслан Нурбиевич сообщил, что в 2022 году Адыгейское УФАС России осуществляло государственный контроль на территории Республики Адыгея за соблюдением федеральных законов о защите конкуренции, о рекламе, о правилах подключения к электро-, газо-, водо- и теплоснабжению, а также иных видах подведомственной сферы. Он сообщил, что за 2022 год в управление поступило 395 жалоб и обращений юридических и физических лиц. Вынесено 340 постановлений об административных наказаниях. Общая сумма вынесенных штрафов, подлежащих взысканию, за 2022 год составила 52 млн. 382 тыс. рублей. Руководитель отметил, что в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства было выдано 15 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 11 предупреждений исполнены в установленный срок, а по трем неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении.

Верховный суд РФ подтвердил законность принятых Адыгейским УФАС России решений в отношении хозяйствующих субъектов, заключивших соглашения, которые привели к нарушению антимонопольного законодательства.

Аслан Хапачев отметил, что в 2022 году наблюдалось снижение количества обращений о нарушении закона о рекламе. Имел место случай выявления рекламы, которая нарушала общепринятые нормы морали и нравственности, что вызвало общественный резонанс, в связи с чем данная реклама была признана ненадлежащей, а виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. В 2022 году в Адыгейское УФАС России поступило заявление гражданина о признаках нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы посредством радиотелефонной связи. Аслан Нурбиевич пояснил, что проблемой рассмотрения подобной категории заявлений зачастую является невозможность установления или надлежащего уведомления лица, совершившего рекламный звонок или направившего рекламное смс-сообщение. В связи с этим антимонопольный орган вынужден прекращать рассмотрение заявления, и спам в адрес абонента продолжает поступать. В данном случае УФАС ставит заявителя в известность, что для прекращения поступления навязчивой рекламы заявителям предлагается напрямую обратиться к своему оператору сотовой связи с требованием о прекращении рассылки на его абонентский номер. Оператор связи, в свою очередь, без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи с абонентского номера.

В сфере контроля за со людением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2022 году в Адыгейское УФАС России поступило 122 жалобы, из которых 11 отозваны заявителями, 17 - возвращены в связи с тем, что были поданы с нарушением установленных законом требований. Из рассмотренных жалоб 59 признаны необоснованными, 35 - обоснованными или обоснованными частично. По итогам рассмотренных обращений комиссия УФАС выявила 89 нарушений закона о контрактной системе в сфере закупок, а также установила, что из числа проверенных закупок сорок одна осуществлена с нарушением закона. В связи с чем заказчикам, уполномоченным органам, операторам электронных площадок было выдано 27 предписаний об устранении выявленных нарушений закона о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены в установленные сроки.

Руководитель УФАС сообщил, что анализ жалоб, поступивших в текущем году, выявил ряд основных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчиков, такие как: нарушение в части включения в документацию о закупке требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки; нарушение в части некорректного установления либо неустановления запрета, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств; указание отдельных положений в проектах контрактов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе в редакции закона, утратившей силу; размещения в составе извещения о закупке ненадлежащего обоснования необходимости указания дополнительных характеристик товара, не предусмотренных каталогом товаров, работ и услуг.

Инспекцией УФАС в отчетном периоде в результате проведения 119 внеплановых проверок выявлено116 нарушений закона о контрактной системе в сфере закупок, выдано 5 предписаний об установлении выявленных нарушений.

Также было рассмотрено 273 дела об административных правонарушениях в сфере контрактной системы, по которым вынесено 251 постановление об административных наказаниях.

За нарушение закона о контрактной системе при осуществлении закупок, в рамках реализации национальных проектов привлечено к административной ответственности 45 должностных лиц. В ряде случаев административные дела были возбуждены и рассмотрены по направленным в управление материалам проверок органами прокуратуры. Управлением возбуждено и рассмотрено 39 административных дел по информации и материалам, направленным органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, а также иными контрольными органами в сфере закупок.

Аслан Хапачев доложил, что в 2022 году в управление поступило 52 обращения заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением поставщиков от заключения контрактов, а также в связи с односторонним отказом заказчиков и поставщиков от исполнения контрактов.

Комиссией УФАС были приняты решения об отказе во включении сведений о поставщиках в реестр по 35 обращениям, и по 17 обращениям поставщики включены в реестр недобросовестных поставщиков. Всего же по состоянию на текущую дату реестр недобросовестных поставщиков содержит 49 записей о поставщиках, включенных в реестр по решению комиссии Адыгейского УФАС России. Как отметил Аслан Хапачев, в 2022 году Адыгейское управление федеральной антимонопольной службы России осуществляло мониторинг цен на автомобильный бензин, сжиженные углеводородные газы, остатки нефтепродуктов на нефтебазах, а также на социально значимые продукты.