ФАС: государственные монополии уступят место частному бизнесу

В Учебно-методическом центре ФАС России состоялось обсуждение в рамках международного семинара «Новые подходы определению рынков при проведении антимонопольного расследования». В центре внимания – государственная политика по развитию конкуренции, динамика антимонопольного регулирования и информационные технологии с точки зрения подхода к ним антимонопольного законодательства, сообщает пресс-служба антимонопольной службы.

Ведущее значение, без сомнения, в дни проведения семинара приобрёл Национальный план развития конкуренции и те масштабные стратегические изменения, которые должны за ним последовать. Документ широко охватывает все секторы экономики, утверждает план для межведомственного взаимодействия, выступает своего рода регулятором тех отношений, что уже сложились на товарных рынках, и очень уверенно выводит на первый план конкуренцию, а также всё, что с ней так или иначе связано.

"Наш документ является комплексным, системным, направленным на повышение удовлетворенности потребителей, экономической эффективности и конкурентоспособности, устойчивый рост многоукладной экономики", - прокомментировал заместитель председателя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Предполагает Нацплан и целый ряд ключевых количественных показателей. Например, снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти до 2020 года не менее чем в два раза.

"Антимонопольное законодательство применимо и к действиям органов власти. До недавнего времени подобные нарушения составляли значительную часть общего количества выявленных нарушений. Эту ситуацию необходимо кардинально изменить и сделать так, чтобы органы власти прекратили нарушать законодательство. Более того, мы предлагаем им взять на себя ответственность по разработке программ, направленных на развитие конкуренции, чтобы они не только не нарушали закон, но и отвечали за развитие рынков", - пояснил Голомолзин.

К этому же сроку не менее, чем в 2 раза планируется увеличить долю государственных закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации. Такой подход, уверены в ФАС России, является одним из значимых инструментов поддержки МСБ. Так, если доля закупок государства составляет порядка 25 трлн рублей, то 15%, которые придутся на малый и средний бизнес, обещают стать существенным финансовым подспорьем для этого сектора. За этим последует диверсификация экономики и увеличение в ней доли малого и среднего предпринимательства.

Контрольные цифры заданы и для обеспечения конкуренции во всех секторах. Там, где есть возможность создания конкурентной среды, должно быть не менее 3 хозяйствующих субъектов, причём 1-2 из них – относиться к частному бизнесу. Сфер, которые антимонопольная служба обозначила как приоритетные, 13: финансовые рынки, здравоохранение, сельское хозяйство, информационные технологии, газоснабжение, нефть и нефтепродукты, дорожное строительство, рынок социальных услуг, промышленность, транспорт, телекоммуникации, ЖКХ. Именно в этих сферах ФАС России активно работает и уверенно заявляет, что здесь есть все возможности для обеспечения конкуренции.

К этому достаточно объёмному стратегическому планированию помимо органов власти будут привлечены Правительство, Общественная палата, Генеральная прокуратура. Участникам предстоит сформировать «дорожные карты», обеспечить координацию межведомственного взаимодействия, утвердить планы мероприятий, создать совещательные структуры…

Не останется в стороне и нормотворчество: ФАС России намерена решить ряд вопросов в области законодательного обеспечения развития конкуренции. Речь идёт о принятии закона о государственном регулировании тарифов (цен), который обеспечит конкурентоспособность этого сектора и будет тесно связан с программами реформирования естественных монополий. По факту постепенно конкурентные условия будут введены в электроэнергетику, газоснабжение и телекоммуникации.

"Инициатива обеспечит свободное рыночное ценообразование и позволит сконцентрироваться на регулировании тарифов в долгосрочной перспективе именно в естественных монополиях. Указ Президента о мерах по обеспечению конкуренции подчёркивает запрет на препятствование экономически обоснованному переходу из состояния естественной монополии к конкурентному рынку", - рассказал Анатолий Голомолзин.

Законодательному регулированию будет подлежать и такое явление как антимонопольный комплаенс – сегодня к принятию на себя обязательств по развитию и обеспечению конкурентных условий внутри своей управленческой системы идёт лишь небольшое количество участников рынка. ФАС планирует, что закрепление этого направлении в законодательные рамки положительно скажется на деятельности конкретных компаний и товарных рынков в целом. Подобный опыт, к слову, реализован, и довольно успешно, у коллег в Казахстане.

Ещё один немаловажный элемент Национального плана и всеобщей работы на благо конкуренции связан с государственным сектором и, в частности, распространёнными на территории субъектов МУПами и ГУПами. Их деятельность планируют существенно ограничить, изменив тем самым ситуацию, когда на конкурентный рынок ввиду присутствия на нём монопольного государственного предприятия не могут зайти частные компании.

"Государство должно уходить из тех сфер, где есть условия для развития конкуренции. Оно должно оставаться там, где условия конкуренции невозможны", - уточнил Анатолий Голомолзин.