• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

ФАС России создаст единую законодательную архитектуру в сфере тарифов

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин на семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2017 году и задачи органов государственного регулирования на 2018-2025 годы» рассказал о работе антимонопольного ведомства в части построения новой законодательной базы тарифного регулирования.

«Одной из проблем тарифной системы является отсутствие единой архитектуры законодательства в сфере ценообразования. В итоге вся юридическая конструкция строится на отдельных законах и подзаконных актах, которые имеют разные принципы и требования, что создает правовую неопределенность для регулятора, регулируемых организаций и потребителей их услуг», - отметил Анатолий Голомолзин.

«В Законе о защите конкуренции следует ввести базовые понятия и указать основные принципы регулирования естественных монополий. На основе анализа рынка необходимо определять кто является субъектами естественных монополий в установленных законом сферах, вводить, изменять или прекращать тарифное регулирование. В разрабатываемом ФАС России Законе об основах государственного регулирования цен (тарифов) будут унифицированы принципы и методы, а также процессуальные нормы по установлению тарифов», - сообщил замглавы ФАС.

Кроме того, он рассказал о «погружении в цифру» тарифного регулирования и информатизации процессов принятия решений. «Информационная открытость станет важным элементом регулирования. Процедура установления тарифов должна быть переведена в электронную форму. Заинтересованные лица (потребители, эксперты, общественность) должны иметь возможность доступа к информации на всех этапах от поступления заявки до принятия решений по тарифам», - заявил Анатолий Голомолзин.

Говоря о структурных преобразованиях, зам. руководителя службы отметил, что существует стандартный пакет реформ в электроэнергетике, в сфере газа и транспорта, которые включают в себя, в том числе разделение по видам деятельности, регулирование тарифов естественных монополий и обеспечение доступа к ним, приватизацию организаций, работающих в конкурентных сферах и др.

«Вместе с тем, меньше уделяется внимания таким важным вопросам, как создание коммерческой инфраструктуры рынков. Нужно развивать систему договорных отношений, создавать организации коммерческой инфраструктуры (такие как совет рынка, биржевой комитет и др.), а также определить совместно с предпринимательским и экспертным сообществом правила поведения на товарном рынке, считает Голомолзин.

В рамках структурных реформ, проводимых в соответствии с решениями президентской комиссии по ТЭК, создаются биржевые рынки нефти, нефтепродуктов, природного газа. Важно при этом, что традиционные естественные монополии приобретают новый статус. Транснефть в соответствии с законодательством об организованных торгах получила статус оператора товарной поставки, обеспечивая конкурентные торги на едином базисе поставки. ГазпромГазПоставка в рамках обеспечения биржевой торговли газа вначале получила статус организатора транспортировки, а в настоящее время – статус оператора товарной поставки. Придать ускорение дальнейшим структурным реформам можно в рамках утверждаемого Президентом РФ национального плана развития конкуренции, проект которого обсуждается в настоящее время», - сообщил Анатолий Голомолзин.