ФАС России внесла изменения в методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных и мелкооптовых рынках дизельного топлива и автомобильных бензинов

 

Комиссия по анализу товарных рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) внесла изменения в методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных и мелкооптовых рынках дизельного топлива и автомобильных бензинов, с учетом замечаний территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС России).

Изменения коснулись временного интервала исследования розничных рынков. Так, например, ранее исследование касалось периода 2012 года – 1 половины 2013 года. Теперь период сократился до 2012 года. Изменение связано с тем, что одно полугодие 2013 года не даёт понимания о состоянии конкуренции в 2013 году, а также с приобретением «Роснефтью» компании «ТНК-BP» и утверждением «Газпром нефтью» в 2013 году «торговых практик» по реализации нефтепродуктов в России. Анализ рынка за 2013 год в обязательном порядке будет проведен в 2014 году.

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов, раздел «продуктовые границы рынка» методических указаний было решено отдать на усмотрение УФАС по подгруппам октанового числа (низкооктановые и высокооктановые, так как это и является существенным различием между марками бензинов), либо по маркам автомобильных бензинов. Ранее продуктовые границы были определены только как АИ-92 и АИ-95. Решение будет приниматься на основании опроса продавцов и покупателей.

Также в методических указаниях уточнены продуктовые границы дизельного топлива. Было решено определить для всех территориальных управлений продуктовые границы рынка, как дизельное топливо в целом, так как все марки дизеля (летнее, зимнее, арктическое) имеют одно функциональное назначение, одинаковые требования ГОСТ, а их разделение и отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в качестве топлива, а климатическими условиями, едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей остался неизменен. Напомним, ранее был закреплен принцип определения продуктовых границ в зависимости от федерального округа.

Уточнен состав хозяйствующих субъектов в рознице и в мелком опте. Ранее в рознице продавцами считались только сети АЗС. ФАС России полагает, что нельзя ограничиваться только сетями, так как индивидуальные АЗС тоже являются участниками рынка со значительной долей в нём. В мелком опте состав продавцов ранее был ограничен мини-НПЗ и нефтебазами. ФАС России считает, что нельзя так узко рассматривать состав участников рынка и намерена охватить полный спектр задействованных хозсубъектов. Теперь поставщиками на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов являются хозсубъекты, осуществляющие деятельность по поставке автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте, в том числе хозсубъекты, закупающие товар преимущественно в целях дальнейшей перепродажи. В методических указаниях по рознице уточнены коэффициенты пересчета автомобильных бензинов и дизельного топлива из тонн в литры.

«Уточнение методики анализа рынков нефтепродуктов позволит нам получать более полную и актуальную информацию, необходимую для принятия решений и подготовки предложений по развитию конкуренции на этих рынках», - отметил заместитель руководителя ФАС России председатель Комиссии ФАС России по анализу товарных рынков Андрей Цыганов.

Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива

Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов

Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках дизельного топлива

Методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов